Кто завистлив или желает того и сего, тому не дождаться веселья.
Кто имеет веселье и веселиться не может, тот болен или отдается мыслям своим во угнетение.
В своих трудах и страдании прилично человеку иметь терпение, к людским же винам и погрешностям — великодушие.
Если государственный человек заблуждается, если он рассуждает плохо,
принимает ошибочные меры, то целый народ испытывает пагубные следствия
этого. Нужно часто себя спрашивать: справедливо ли это начинание?
Полезно ли? Прежде всего государственному человеку следует иметь в виду
следующие пять предметов: 1. Нужно просвещать нацию, которой должен
управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать
общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в
государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету
государства и сделать его изобильным. 5. Нужно создать государство грозным в самом себе и внушающим уважение
соседям. Каждый гражданин должен быть воспитан в сознании долга перед
Высшим Существом, перед собой, перед обществом, и нужно преподать ему
некоторые искусства, без которых он почти не может обойтись в
повседневной жизни.
Доброй хозяйки должность есть: быть тихой, скромной, постоянной,
осторожной; к Богу усердной, к свекру и свекрови почтительной; с мужем
обходиться любовно и благочинно, малых детей приучать к справедливости и
любви к ближнему; перед родственниками и свойственниками быть учтивой,
добрыя речи слушать охотно, лжи и лукавства гнушаться; не быть праздной, но радетельной на всякое изделие и бережливой в расходах.
Должно... возбуждати в них (юношестве) охоту ко трудолюбию и чтоб они
страшилися праздности, как источника всякаго зла и заблуждения.
Изучайте людей, старайтесь пользоваться ими, не вверяясь им без разбора;
отыскивайте истинное достоинство, хоть бы оно было на краю света: по
большей части оно скромно и «прячется где-нибудь» в отдалении. Доблесть
не лезет из толпы, не жадничает, не суетится и позволяет забывать о
себе.
Искусный стрелок, не попадая в цель, вину не кладет на лук или стрелы,
но у самого себя в проронке требует отчета: однако для того бодрости
духа и охоты не теряет.
Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют.
Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать.
Государства, в которых не оказывается почтение государю, начальствующим,
в которых не имеют почтения ни к старикам, ни к отцам и матерям, близки
к падению.
Дитя родителям оказывает благодарность покорностию и почтением.
Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна.
Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел,
но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как-то: брани,
клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не
дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные
примеры.
Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и щедры; ваше
величие да не препятствует вам добродушно снисходить к малым людям и
ставить себя в их положение так, чтобы эта доброта никогда не умаляла ни
вашей власти, ни их почтения. Выслушивайте все, что хоть сколько-нибудь
заслуживает внимания; пусть все видят, что вы мыслите и чувствуете так,
как вы должны мыслить и чувствовать. Поступайте так, чтобы люди добрые
вас любили, злые боялись и все уважали.
Во всяком возрасте почитай родителей.
В свете ничего совершенного нет.
Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение.
Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько уши, в которые входят.
Буде увидишь пороки ближняго,-не оказывай ему свои осуждения.