Каждый народ имеет в себе масштаб своего совершенства, несравнимый с другими народами.
Красивое не нуждается в дополнительных украшениях — больше всего его красит отсутствие украшений.
Лишь немногие шли впереди толпы, они, словно врачеватели, принуждали толпу пользоваться целебными средствами, которые сама толпа
еще не могла выбрать для себя; но вот эти немногие были цветом рода
человеческого, были бессмертными вольными сынами богов на земле. И имя
каждого из них — имя миллионов.
Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен,
необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он
только при посредстве языка.
Знакомство с мыслями светлых умов составляет превосходное умственное упражнение: оно оплодотворяет ум и изощряет мысль.
Из истории мы черпаем опыт, на основе опыта образуется самая живая часть нашего практического ума.
Истинное величие зиждется на сознании собственной своей силы, ложное же — на сознании слабости других.
Люди или возвышали человека, превращая его в бога, или низводили отца миров с небес, воплощая его в человеческий облик.
Мы приходим и уходим, и каждый миг приносит на Землю тысячи и уносит тысячи; Земля — пристанище для странников, блуждающая звезда, на которой останавливаются и с которой улетают караваны птиц.
Никакое чтение не требует столь строгой нормы, как чтение отрывочных, разбросанных мыслей.
Позорно не наказание, а преступление.
Человек — первый вольноотпущенник творения; он ходит выпрямившись. В нем — весы, на них взвешивает он добро и зло, истину и ложь: он может искать, он может выбирать.
Человек сотворен, чтобы искать порядок, чтобы внести ясность в свой
малый промежуток времени, чтобы грядущее строить на прошедшем, — иначе
зачем человеку память, зачем воспоминания?
Стремись оставить Землю довольным, благослови юдоль, где играл ты. дитя
бессмертия... У тебя нет прав на нее, у Земли нет прав на тебя;
увенчанный такой свободой, перепоясанный поясом неба, счастливо
продолжай свой страннический путь.
Труд — целительный бальзам, он — добродетели источник.
Цель нашего земного существования заключается в воспитании гуманности, а
все низкие жизненные потребности только служат ей и должны стать
разумом, тонкие чувства — искусством, влечения — благородной свободой и
красотой, побудительные силы — человеколюбием.
Прямой и прекрасный облик человека воспитал в нем понимание
благопристойного, ибо благоприличия — прекрасные слуги и друзья истины и
справедливости.
Два величайших тирана на земле: случай и время.
Если человек замкнул цепь земных созданий, будучи ее высшим и последним
звеном, то именно потому он дает начало цепи высшего рода существ,
будучи самым низким звеном в этой цепи; поэтому человек, по всей
вероятности, звено, соединяющее две сцепленные системы творения.
Развитие общества — единственный прогрессивный исторический процесс,
включающий в себя своеобразие национальных культур и исторических эпох,
как качественно самостоятельных ступеней мировой истории.
Все влечения живого существа можно свести к двум основным: к сохранению жизни и к участию в жизни других, к общению с другими.
Большинство людей — животные, они принесли с собой только способность
человечности, и ее только нужно воспитывать, воспитывать с усердием и
трудами. А как мало людей, в ком подобным образом воспитана человечность! И у самых лучших — как нежен, как хрупок этот взращенный в них божественный цветок!
В одиночестве человек — слабое существо, в единении с другими — сильное.
Глубокий, проникающий в сердце взгляд друга, слово его совета, его
утешения раздвигают и поднимают низко насевшие над ним тучи.
В чем может состоять человеческое образование?
На чем должно оно основываться? На мере. На ней покоятся все законы
природы, точно так же, как все наши ясные и правильные понятия, наши
ощущения прекрасного и благородного, применение наших сил на пользу
добра, наше счастье, наше наслаждение: только мера питает и воспитывает нас, мера образует и сохраняет творения.