Будь благоразумен в женитьбе: человека предпочитай деньгам и приданому,
добродетель — красоте, а душу — телу. Супруга — твой друг, спутница и
твое второе «я», которая во всех твоих трудах, заботах и трудностях
разделяет с тобой твою участь.
Знание есть сокровище, но хранитель его — разум.
Избегайте льстецов — это переодетые воры.
Истина никогда и ничем оспорена быть не может, ибо она во всем сходна со здравым смыслом.
Истинный друг всегда говорит откровенно, советует правильно, помогает охотно и терпеливо сносит все вместе с тобой.
Давать обещания, которые исполнить будет очень
трудно, а тем более невозможно, — это значит подчиняться порыву страсти,
в коей благоразумие совершенно не участвует.
Если будешь следовать природе, то навсегда останешься здоровым.
Если будешь доверять только одному себе, то никто не изменит тебе.
Если должник твой беден, то не разоряй его.
Если кто-либо чрезмерно заботиться о ненужных пустяках, то тем самым он являет неумеренную мирскую суету.
Если ты причинил кому-либо обиду, то старайся
ее исправить. Через признание ты получишь прощение, а если попытаешься
из виноватого превратиться в правого, то только усугубишь собственную
вину.
Жадность и корыстолюбие есть величайшее чудовище и корень всякого зла.
Каждый удар, наносимый в гневе, в конце концов обязательно падет на нас самих.
Кто во время своего могущества и благополучия не жалеет несчастных, тот не может ожидать никакого сострадания при своем падении.
Кто имеет больше знаний, чем рассудка, тот приносит больше пользы другому, нежели себе самому.
Быть невинным — это значит не иметь вины, а быть добродетельным — значит преодолевать собственные дурные чувства и намерения.
Временное благополучие мы часто считаем за счастье, а злополучие почитаем горем, хотя очень часто оно бывает хорошей школой мужества и путем к настоящему счастью.
Высокие деревья часто испытывают на себе удары бури, а честолюбивые люди оказываются подвержены бурям несчастий.
Гнев по справедливости можно назвать народным бунтом души, который безрассудно отваживается на все.
Будь осторожен, но не угрюм; важен, но не
упрям; бодр, но не нервен: терпелив, но не бесчувствен; весел, но не
легкомыслен; более приятен, нежели политичен; более вежлив, нежели
чрезмерно искренен, а искренен только весьма к немногим, да и то после
тщательного испытания и выбора.
Бережливость похвальна, если она не сродни скупости, а, напротив, сопряжена со щедростью. Бережливость без щедрости приводит к корыстолюбию, а щедрость без бережливости — к мотовству.
Большая часть людей из-за обладания богатством
делается несчастной: любитель роскоши и разврата — расточает, а скряга
зарывает в землю, и только добродетельный человек умеет правильно
пользоваться им. Но, к сожалению, как мало добродетельных находим мы
между счастливыми и богатыми!
Не давай в долг сверх своего достатка, но и не отказывайся от возможной для тебя помощи ближнему.
Обличай одну лишь неблагодарность.
Самое нужное и полезное для детей — это
познание вещей, над которыми они задумываются, но мы редко стараемся
сопровождать их интерес приличествующими наставлениями.
Сердится первым тот, кто не прав.
Согласие твое или несогласие с чем-либо основывай на разуме.
Праздность приводит за собою такие мысли и дела, которые оказываются во сто крат гнуснее праздности.
Пьянство есть гнуснейшее зло — оно вредит
разуму, похищает здоровье, ослабляет дух, раскрывает тайны, побуждает к
ссорам, дерзости и похоти. Пьяный не походит на человека, но более всего
подобен скоту; потому что, когда человек пьян, разума у него не более,
чем у животного.
Разум при защите справедливости претерпевает больший вред от собственной горячности, чем от наветов своих врагов.
Справедливость мало обязана красноречию, потому что мало нуждается в нем и потому редко к нему прибегает.
Старайся, чтобы содержание твое было прежде
всего здоровым, а не дорогостоящим и чтобы было в нем более чистоты, а
не изысканности.
Счастье наше зависит от нас самих, ибо
мы хорошо знаем, чего делать нельзя, однако же, невзирая на это, мы
делаем то, чего делать нельзя.
Тому, кто живет ради жизни в веках, смерть не страшна.
Трудись с усердием, ибо труд нужен для твоего собственного благополучия и полезен для здоровья.
Частная жизнь предпочтительнее жизни публичной. Почитание и роскошь
государственных чинов не могут сравниться с достоинством и
удовольствиями частной жизни. Частная жизнь исполнена спокойствия и
свободы, в то время как жизнь публичная, напротив, исполнена
беспокойства и невольничества.
Одна из самых гибельных наших ошибок — портить хорошее дело плохим проведением его в жизнь.
Плохого слугу лучше сразу же отставить от его должности, нежели постоянно на него гневаться.
Потеряв что-либо, не следует печалиться, а следует подумать, как мало заслуживаем мы и того, что при нас осталось.
Не злословь без причины, тем более — без необходимости.
Нельзя горевать о том, чего переменить мы не в
силах, если же мы сами — причина такой неудачи, то впредь следует
осторожнее делать что-либо подобное.
Любовь всегда судит о людях с хорошей стороны, она
удалена от злых умыслов, коварства и клеветы. Она извиняет слабости и
старается укрепить человека в его силах. Она старается сделать добро
каждому, всем прощает и всем служит. Она никогда не отказывается дать
доброе наставление и всегда готова помочь примирить несогласие, охотнее
претерпевает, нежели мстит, далека от присвоения чужого. Она всегда
свободна и усердна к добру, постоянно удаляясь от зла.
Любовь находится в сердце, и потому желание
непостоянно, любовь же непременна. Желание исчезает после его
удовлетворения; причина тому та, что любовь происходит от соединения
душ, а желание — из соединения чувств.
Мы должны всегда оказывать ближнему своему
добросердечие и любовь, стараясь ничем не обидеть его; тем более должны
мы избегать мести как одного из злейших пороков.
Мы избегаем многих хлопот и трудов, если не преуменьшаем трудностей предстоящего дела.
Наука похвальна только тогда, когда она приносит пользу.
Не презирай и не осуждай того, чего ты не разумеешь.
Не противоречь другим только для того, чтобы обличить их в незнании.
Никого не ставь выше себя только из-за того, что кто-либо имеет много денег, но и никого не презирай из-за их недостачи и бедности. Единственная причина, побуждающая к почтению, есть добродетель; а к презрению — ее недостаток.
Ни с кем не спорь из-за единой к нему зависти или же из-за того, что тебе хочется блеснуть своим знанием.
Кто имеет рассудок, у того всегда находится достаточно слов, чтобы предстать перед другими достаточно вразумительно.
Кто представляет себя больше, чем он есть на
самом деле, следовательно он испытывает такое желание, которое
удовлетворить не в состоянии. И тем самым лишается своего человеческого
достоинства, как только узнают, чего стоит он на самом деле.