Асанга (также Арьясанга, санскр. asanga, кит. 無著 Учжу) — выдающийся буддийский мыслитель, знаменитый многими трудами, один из основателей школы Йогачара, старший брат Мыслителя Васубандху. Асанга жил в 4 веке. По китайским и тибетским источникам, Асанга родился в
брахманском клане Каушиков, в Пурушапуре (Пешавар в Пакистане) и был
старшим из трех братьев, младшим же был Васубандху. Вначале Асанга
принял монашеское посвящение в школе традиционного буддизма махищасака,
но затем при неизвестных обстоятельствах был обращен в буддизм махаяны.
Ему удалось обратить в махаяну и Васубандху, придерживавшегося
традиционного буддийского учения. Это произошло в их родной Пурушапуре
или в столице Митхилы (Бихар) – Айодхье. Братья активно сотрудничали при
дворе в Айодхье, и есть основания предполагать, что Асанга скончался в
ее пригороде на семьдесят пятом году жизни. Только два из приписываемых
Асанге сочинений не вызывают сомнений с точки зрения авторства. Первое из них – Абхидхарма-самуччая (Выжимки из Абхидхармы),
представляющее собой краткий свод основных понятий традиционной
буддийской схоластики, к которым добавлены определения новых категорий,
преимущественно виджнянавадинских: «аккумулированное сознание»
(алая-виджняна), «таковость» (татхата), три уровня реальности. Основной труд Асанги – Махаяна-санграха (Сумма учения великой колесницы),
десять глав которой распределены по трем «разделам»: главы 1–2 –
предметы изучения, главы 3–8 – само изучение и практика, ведущая к
достижению «состояния Будды», главы 9–10 – результаты изучения и практики.
В главе 1 обстоятельно исследуется основная категория буддийского
идеализма алаявиджняна, которая известна и из более ранних
виджнянавадинских сочинений, например в Самнидхинирмочане (Объяснение глубинных истин).
Это «аккумулированное сознание» хранит «отпечатки» (васана) последствий
прошлого опыта индивида в виде «семян» (биджа), которым предстоит
прорасти в будущем опыте. «Аккумулированное сознание» является условием
функционирования «активного сознания», которое, в свою очередь,
оставляет «отпечатки», возвращающиеся в «аккумулированное сознание» и
там «прорастающие», и, таким образом, индивид оказывается постоянно
изменяющейся, динамической конфигурацией двух «сознаний». Помимо шести
указанных видов сознания есть еще самосознание, характеризуемое как
«загрязненный менталитет» (клишта-манас), благодаря аберрациям которого
алаявиджняна мыслится как реальное эго и даже «субстанциальное Я»,
наподобие брахманистского Атмана. По Асанге, алаявиджняна является таким
же динамическим и «бессубстанциальным» феноменом, как и любой поток
сознания, с тем отличием, что ему приписывается аккумулирующая функция и
оно непостижимо для «обычных людей» (на деле это была попытка введения в
буддизм квази-Атмана, призванного объяснить и действие закона кармы, и
единство индивидуального сознания). В главе 2 разрабатывается концепция
трех уровней реальности: 1) «воображаемая природа» (парикальпита-свабхава);Эта концепция (впоследствии использованная и значительно модифицированная в адвайта-веданте) также не была открытием Асанги. В Сагатхаке, стихотворном приложении к знаменитой Ланкаватара-сутре, три уровня реальности можно различить как псевдо-объекты, псевдо-субъекты и Абсолютное сознание. Но особенность трактовки Асанги состояла в том, что в качестве базового он рассматривал не первый, а второй уровень реальности – образы объектов познания (зависимые от «отпечатков» прежнего опыта, хранящегося в «аккумулированном сознании»), тогда как первому уровню соответствует ложное представление о действительных объектах, налагаемых на их «образ», а третьему – отсутствие этого «наложения». Глава 3 посвящена стратегии «реализации»
учения буддийского идеализма, согласно которому объектов внешнего мира
как таковых нет и существуют лишь репрезентации сознания. Тема главы 3 –
шесть ступеней совершенства следующего пути бодхисаттвы (парамиты) –
щедрость (дана), нравственное поведение (шила), терпение (кшанти),
мужество-усердие (вирья), медитативная практика (дхьяна),
мудрость(праджня). В главах 4–8 рассматриваются десять ступеней
бодхисаттвы, нравственное поведение – отдельно, медитативная
сосредоточенность (собственно буддийская йога) и «неразличительное
знание» (нирвикальпаджняна). Тема главы 9 – трансформация основы
существования (ашраяпаравритти) и конечная нирвана, «нирвана без опоры»
(апратиштхита-нирвана). В главе 10 рассматриваются три тела Будды по
учению махаяны: «тело дхармы» (дхарма-кая) «тело блаженства»
(самбхога-кая); и «произведенное тело» (нирмана-кая). Эта концепция
также была намечена в Ланкаватара-сутре. Три тела Будды
соотносятся с тремя уровнями реальности: дхарма-кая – с «совершенной
природой» и трактуется как Абсолют, «начало Будды» во всех живых
существах; самбхога-кая – с «зависимой природой», и ему соответствуют те
бесчисленные будды, которые обитают в надземных сферах; нирмана-кая – с
«воображаемой природой», это будды, действующие в земном мире и
наделенные смертным телом, одним из которых был исторический Будда из
племени шакьев. Место Асанги в истории буддизма определяется его ролью в качестве
фактического основателя одной из самых его влиятельных и
«рафинированных» систем. Асанге приписывается более десятка сочинений,
одно из которых – Йогачарабхумишастра (Уровни йогической практики) – значимо для всей «практической философии» махаяны благодаря развернутой трактовке идеала бодхисаттвы, другое – Махаянасутраланкара (Украшение сутр большой колесницы) – для махаянской «буддологии», учении о буддах и просветлении (бодхи). Махаянасанграха
была переведена в 6 веке на китайский язык Парамартхой и стала
основополагающим текстом для основанной Куй-цзи школы Фасян-цзун (7–9
вв.). Среди последователей Асанги в Китае можно назвать известного
историка и философа Сюань-цзана (7 в.). Влияние Асанги было значительно
также в Тибете (где он изображается как глава всех экзегетов) и в Японии
(школа Хоссо-сю). Во всех названных регионах Асанга считается
бодхисаттвой, с ним ассоциируется и культ будды будущего мирового
порядка – Майтреи.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 1832 |