Дионисий Ареопагит | Filosof - научно-познавательный сайт

«Всякий день есть ученик дня вчерашнего.»
Публий

Дионисий Ареопагит
Дионисий АреопагитДионисий Ареопагит — афинский мыслитель, христианский святой.

Дионисий Ареопагит был афинянином, обращенным в христианство апостолом Павлом (Деян 17:34); по свидетельству Евсевия Кесарийского, позднее он стал первым епископом Афинским. Приблизительно на рубеже 5 и 6 вв., вероятно в Сирии, неизвестным христианским писателем был создан ряд богословских трактатов на греческом языке. Эти сочинения, опирающиеся на библейскую традицию и на традицию философии неоплатонизма, обнаруживают прямую зависимость автора от языческого неоплатоника Прокла. Для большей авторитетности автор издал их под именем Дионисия Ареопагита, жившего в 1 в. Такие мистификации были нередки в древности, но эта оказалась одной из самых удачных.

Корпус сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита включает в себя пять трактатов. В трактате О божественных именах автор рассуждает о различных именах и определениях, которые даются в Библии неименуемому Богу, – таких, как «Царь царей», «Ветхий днями», «Благой», «Сущий» и «Единый», – и объясняет смысл такого именования. В трактате О таинственном богословии он говорит о том, что Бог превосходит все, что человек способен помыслить или выразить словами, и по этой причине Бог выше даже блага, бытия и единства. В трактате О небесной иерархии, после увлекательных рассуждений о символическом языке, использованном в Библии для описания ангелов, подробно рассматриваются 9 чинов небесных умопостигаемых сущностей (ангелов): серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начальства, архангелы и ангелы, – каждый из которых сообщает свое знание Бога нижестоящему ангельскому чину. В трактате О церковной иерархии описывается жизнь церкви: таинства крещения, евхаристии и миропомазания; чины священства – епископский, священнический и диаконский; состояния катехуменов (оглашаемых) и кающихся, просто христиан и монашествующих; погребальные обряды. И наконец, в корпусе из десяти Писем развиваются отдельные темы этих трактатов и делается еще одна попытка убедить читателя в том, что их автор – действительно Дионисий Ареопагит, ссылкой на то, что он был свидетелем солнечного затмения, которое произошло в момент распятия Христа.

На протяжении тысячи лет аутентичность произведений этого корпуса не вызывала сомнений, что, вероятно, объяснялось не столько ловкостью подлога, сколько привлекательностью изложенного в них учения. Впервые на них ссылается монофизит Север Антиохийский в первой половине 6 в. Действительно, в 4 письме как будто содержатся указания на то, что автор объединяет божественную и человеческую природы Христа, как это делали монофизиты, а не разделяет их, как это принято в православной традиции. Однако в 7 в. Максим Исповедник истолковал сочинения Псевдо-Дионисия в ортодоксальном смысле, обеспечив тем самым широкое распространение их как на греческом Востоке, так и на латинском Западе. В 9 в. Хильдуин, аббат Сен-Дени во Франции, осуществил грубый латинский перевод корпуса Ареопагитик, сопроводив его житием, в котором автор отождествлялся не только с учеником апостола Павла, но и со св. Дионисием Парижским, покровителем Сен-Денийского аббатства. Позднее, также в 9 в., Иоанн Скот Эриугена выполнил новый, гораздо более точный латинский перевод. В 12 и 13 вв. сочинения Псевдо-Дионисия пользовались огромным влиянием среди западных теологов и мистиков. Фома Аквинский цитирует их около 1700 раз. В эпоху Возрождения Марсилио Фичино сделал новый перевод трактатов О божественных именах и О таинственном богословии, сопроводив их комментариями, однако Лоренцо Валла подверг сомнению аутентичность корпуса Ареопагитик. Со временем точка зрения Лоренцо Валлы возобладала, и к 19 в. псевдэпиграфический характер этих сочинений был признан практически всеми.

Однако вопрос об авторстве этих трактатов не столь важен в сравнении с важностью изложенных в них идей. Это прежде всего идея непостижимости Бога, учение о том, что совершенство Бога передается через сложную промежуточную иерархию, и признание символического характера всех словесных определений Бога. Эти идеи не были совершенно оригинальными, однако они получили широкое распространение именно благодаря Псевдо-Дионисию Ареопагиту.

Философия Ареопагита

«Промысел  и  эманация»  анализируется  решение  Дионисием проблемы  происхождения  мира.  Ареопагит  не  говорит  об  этом  вопросе  специально, но в результате анализа текста корпуса, в первую очередь трактата «О божественных именах»,  делаются  следующие  выводы.  Дионисий  неоднократно  употребляет  неоплатонический термин proodov, означающий буквально «исхождение» и употреблявшийся  неоплатониками  для  обозначения  проявления  Абсолюта  в  мире.  Вся  сложность вопроса связана с тем, понимается ли Дионисием исхождение Бога в космос в плане  космогоническом,  как  порождение  Им  мира  или  же  только  как  поддержание Богом  существования  космоса.  Последняя  позиция (позиция  т.н.  перманентного креационизма) может быть названа эманационизмом в широком смысле слова. Эманационизм же в традиционном значении этого термина (в данном случае первоначало понимается не как творящий субъект, а как порождающая причина) характеризует, как известно, неоплатоников. О том, что Ареопагит не может быть назван эманационистом  в  этом  традиционном  понимании  говорит  личностное  отношение  Бога  к миру в его концепции, что было бы невозможно, будь Абсолют лишь причиной мира. Кроме  того,  иерархические  чины  у  Дионисия  не  участвуют  в  поддержании  бытия мира, что также отличает «Ареопагитики» от неоплатонических построений.  Как  следствие,  Дионисий  и  Плотин  представляют  два  различных  понимания Промысла;  личностное  отношение  к  миру  означает  наличие  Промысла  как  замысла, причинно-следственное –  как  закона.  Неоднозначную  трактовку  понятия  промысла находим у Прокла, который, с одной стороны, говорит о заботе единого, ума, души и богов  по  отношению  к  миру;  с  другой –  определяет  богов  как  причины  мира.  При этом не вполне ясным остается, каким образом промысел множества богов-причин у Прокла оказывается единым.
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010)
Просмотров: 2831