Джеральд Холтон | Filosof - научно-познавательный сайт

«Всякий день есть ученик дня вчерашнего.»
Публий

Джеральд Холтон
Джеральд ХолтонДжеральд Холтон (англ. Gerald Holton) — немецко-американский философ, специалист по истории и методологии науки, профессор физики и истории науки Гарвардского университета (Сша).

Родился в 1922 в Берлине. До 1938 жил и учился в Вене. После захвата Австрии германскими фашистами Xолтон покинул Австрию и учился сначала в Оксфорде, а потом в Гарвардском университете, где за работу по физике высоких давлений в 1948 получил степень доктора.

Основные сочинения: «Тематическое воображение в науке» (1967), «Тематические истоки научной мысли: от Кеплера до Эйнштейна» (1973), «Темы в научном мышлении» (1974) и др. Много лет Xолтон занимается изучением научного творчества А.Эйнштейна, ряд его работ посвящены Кеплеру, Бору и другим деятелям науки. Являясь одним из представителей постпозитивистской линии в философии науки, Xолтон главной задачей своего исследования видит в том, чтобы «произвести тщательный анализ той фазы работы ученого, в которой происходит зарождение новых идей».

Философия Холтона

Xолтон пытается выявить сущность сложного процесса формирования ученого и нового знания, привлекая для этого богатый исторический материал и уделяя значительное внимание иррациональным факторам, влияющим на этот процесс. Его концепция исследования научного знания получила название «тематический анализ науки». Одним из важнейших аспектов ее является рассмотрение любого результата научной деятельности в качестве «события». В этом событии может быть выделено, согласно Xолтону, не менее восьми аспектов:
1) тот аспект, что сознание ученым научных фактов, законов, теорий, технических средств и т.д. рассматривается в контексте обобществленного научного знания того времени («большая часть научных изысканий, относящихся к тому, что принято называть научным мировоззрением, образцами научной деятельности и исследовательскими программами»);
2) «временная траектория» так называемого публичного научного знания, т.е. знания, разделяемого учеными;
3) сам контекст открытия, изучение индивидуальных черт той деятельности, в которую погружено событие бытия;
4) временная траектория этой «частной» научной деятельности – «непрерывности и разрывов» в индивидуальном развитии ученого или науки в процессе ее создания, как она воспринимается им через призму его индивидуальных усилий;
5) вся психобиографическая эволюция человека, чьи работы изучаются в конкретно данном случае;
6) социальная обстановка условий или влияний, порождаемых коллегиальными связями, динамики групповой работы и т.д. – т. е. научная политика и социология науки в узком смысле этого термина;
7) аспекты культурной эволюции, социокультурный контекст, в который помещается наука;
8) логический аспект изучаемых научных работ.
Эта схема, считает Xолтон, показывает связь между естественными и гуманитарными исследованиями. Xолтон констатирует неполноту этого перечня компонентов историко-научных исследований. Всегда остается ряд вопросов, которые не могут быть решены в рамках этой восьмеричной схемы, и в частности, это вопросы, касающиеся выбора той или иной теории учеными; источника, постоянно питающего научные споры, а также того неизменного, что существует в непрерывно изменяющейся теории и практике науки и т.д. Для решения вопросов такого типа и предлагает Xолтон девятый компонент анализа научной деятельности – тематический анализ науки. Согласно Xолтону, именно личной, возможно, даже неявной приверженностью к определенной теме может направляться творческое воображение ученого. Применение тематического анализа к исследованию научной деятельности позволяет Xолтону ввести психологические и социокультурные факторы в анализ процесса возникновения нового знания, а также связать анализ науки с рядом других областей исследований, включая исследования человеческого восприятия и познания, процессов обучения, мотивации и даже выбора профессии.
Категория: Биографии | Добавил: Admin (28.11.2010)
Просмотров: 3448