Джон Ролз | Filosof - научно-познавательный сайт

«Всякий день есть ученик дня вчерашнего.»
Публий

Джон Ролз
Джон РолзДжон Ролз (англ. John Bordley Rawls) — американский философ, основоположник либерально-государственной концепции внутреннего и международного права, в значительной степени лежащей в основе современной политики США.

Родился 21 февраля 1921 в Балтиморе. Учился в Принстонском и Оксфордском университетах. До 1993 преподавал политическую философию в Гарвардском университете. Основные сочинения: «Теория справедливости» (1970), «Политический либерализм» (1993) и др. Умер 24 ноября 2002.

Философия Ролза

Возродив традиции исследований в сфере политической философии, Ролз утверждал, что для данной общественной дисциплины понятие «справедливость» должно обрести категориальный статус, сопоставимый с положением терминов «истина» для гносеологии и логики и «красота» для эстетики. Акцентируя свое внимание на политическом (а не метафизическом) измерении «справедливости», Ролз, тем не менее, ясно простроил границы для всех соответствующих концепций рационалистического типа. По своему характеру теория «справедливости» Ролза явно противопоставлена моделям утилитаризма. По убеждению Ролза, утилитаристское стремление к наибольшему благосостоянию для наибольшего числа людей необходимо ведет ко всевозрастающей зависимости индивида от общества. А такое положение дел, когда один человек является заложником другого или социального большинства, с точки зрения Ролза, недопустимо.

Одним из опорных пунктов построения теории справедливости у Ролза выступает идея «изначальной позиции» индивидов при выработке социальных договоренностей, предполагающая исходное равенство людей. Как отмечает Ролз, «мы должны каким-то образом смягчить негативное действие тех обстоятельств, которые толкают людей использовать природные блага и социальные обстоятельства в собственных интересах. Стороны не знают, какие есть альтернативы и как они влияют в каждом особом случае, поэтому члены общества обязаны оценивать принципы, исходя из общих рассуждений... Стороны не интересуются особыми фактами: никто, более того, не знает собственного места в обществе, то есть социального статуса, как и собственной силы или ума. Ни собственной концепции блага, ни рационально обоснованного жизненного плана, ни даже знания собственных психологических характеристик, как например, склонность к риску, пессимизму или оптимизму, у нас часто нет. Из этого я заключаю, что стороны не знают особых обстоятельств социальной жизни». В рамках данной позиции, согласно Ролзу, всех-уравнивающее и все-усередняющее невежество приемлемо для каждого: никто не ведает собственного интереса, все рациональны и обоюдно бескорыстны. По версии Ролза, «завеса невежества лишает человека всего того, что толкает его к выбору гетерономных начал. Стороны обретают социальное единство только как свободные, равные и разумные существа, ибо только им известны обстоятельства, делающие насущными принципы справедливости».

Важное место в подходе Ролза занимает также «индивидуализм», который, по Ролзу, центрируется на признании того, что индивиды принципиально различны во всем мыслимом спектре своих характеристик (для утилитаристов же индивид являет собой цельный фокус локализации блага и полезности). Главное же отличие между людьми, согласно мысли Ролза, состоит в том, что именно каждый индивид рассматривает в качестве личного блага и блага как такового. Ролз выносит за рамки собственной схемы тип социума, в котором людям навязаны жестко универсальные нравственные идеалы, – предметом его анализа призваны выступать плюралистические общества.

Основной целью «теории справедливости» Ролз полагал адекватную реконструкцию процедур распределения справедливости и благ в обществе. Для Ролза значима не столько максимизация полной или средней общественной полезности, сколько параметр «честности» в этих процессах. Ролз утверждал, что:
а) «каждый имеет равное право на свободу, совместимую фундаментальным образом с такой же свободой других» (принцип «равной свободы»);
б) всякая ценность должна быть доступной для любого индивида (принцип «равной доступности»);
в) «экономическое и социальное неравенство, как например, богатство и власть, справедливы только тогда, когда несут общую пользу и компенсируют потери наиболее незащищенных членов общества» (принцип «различия»).

Несущая конструкция теории Ролза – категория «справедливости» – предполагает, что она должна сопрягаться с базовыми структурами общества, эффективно конституирующими социальный порядок в целом. «В демократических государствах, – отмечает Ролз, – некоторые политические группы, оказавшись у власти, стремятся подавить конституционные свободы; есть также и среди тех, кто преподает в университетах, противники индивидуальной свободы... Справедливость не должна требовать жертвы самоотречения, но когда действует конституция, нет никакого основания отказывать нетерпимым в свободе».

Рассматривая проблему реальности и стабильности общества «социальной справедливости», Ролз утверждает, что такой тип социума возможен («реален») потому, что:
1) рационально мыслящие и честные люди способны придерживаться принципов справедливости;
2) «сильные индивиды», осуществляющие свой перспективный выбор в ситуации «завесы невежества» (отсутствия реального представления о собственном статусе в будущем), аналогично примут соответствующие «правила игры».

Достижимость же «стабильности», становящейся не более чем одной из вероятностей в случае разрушения «завесы невежества», Ролз обосновывает посредством использования современных теорий рационального выбора. По его мнению, «рациональные» (rational) люди, осуществившие верный политический (не метафизический и не моральный) выбор в пользу принципа справедливости, выступают уже «разумными» (reasonable) индивидами. Последние руководствуются уже не утилитаристским принципом максимизации общей или усредненной социальной полезности, но ориентируются на максимизацию блага для наименее привилегированных членов общества. В политическом измерении, как полагал Ролз, это обеспечивает обществу «перекрывающий консенсус», сопряженный с разумным плюрализмом. Отвечая на критику Хабермаса (материалы дискуссии с которым были опубликованы в 1995), полагавшего, что полное воплощение в жизнь принципов справедливости как честности означает конец конституционному развитию как таковому, Ролз заявил, что это вполне приемлемое состояние общественного организма. Тем не менее, по убеждению Белла, модель Ролза являет собой не что иное, как «грандиозную попытку» оправдать этику социализма.
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010)
Просмотров: 3692