Джордж Беркли (англ. George Berkeley) — английский философ, известный своей системой спиритуалистической философии; епископ Клойнский в Ирландии. Последовательно развивал тезис о том, что «бытие — это или то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает». Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года близ графства Килкенни в Ирландии. Ирландец и дворянин по происхождению, он получил хорошее образование в Тринити-колледже в Дублине, где заинтересовался работами Декарта и Локка. В 1707 году он стал сотрудником колледжа. В 1713 году перебрался в Лондон и благодаря первым философским трудам — "Опыт новой теории зрения" ("An Essay Towards a New Theory of Vision", 1709), "Трактат о принципах человеческого знания" ("Treatise Concerning the Principles of Human Knowledge", 1710) и "Три разговора между Гиласом и Филонусом" ("Three Dialogues between Hylas and Philonous", 1713), а также остроумию и обаянию получил признание в лондонском свете. Стал священником в 1710 году. В 1713-1721 годах путешествовал по Европе. В 1721 году кузен Джорджа Беркли представил его ко двору, где философ занял пост придворного проповедника герцога Грефтона, а также стал старшим лектором Тринити-колледжа. В 1724 году был назначен деканом в Дерри. Беркли получил неплохое наследство и вознамерился создать колледж на Бермудовых островах. Это миссионерское учебное заведение должно было способствовать обращению местного языческого населения в христианство. Эту идею активно поддержал английский парламент и аристократия. С благословения короля Георга I Джордж Беркли женился на Анне Форстер и в 1728 году отбыл в Род-Айленд и обосновался в Ньюпорте. Однако через три года обещанные английским парламентом деньги на строительство колледжа так и не поступили, и Беркли с женой вернулся на родину. В 1734 году его назначили епископом Клойна, где он прослужил двадцать лет, в заботах о своей пастве. Беркли был блестящим и остроумным философом. Его перу принадлежат многочисленные трактаты, а многосторонняя образованность и воспитание внушали уважение всем, кто встречался с английским философом. Основываясь на сенсуализме Локка, он утверждал, что на самом деле существует только дух, а весь материальный мир является лишь плодом человеческого воображения. Однако своими размышлениями Беркли умудрился настроить против себя не только философов, но и богословов. Берклии умер 14 января 1753 года в Оксфорде. Философия Джорджа Беркли Философия Беркли, имевшая сильную религиозную подоплеку, явилась в то же
время выражением нового, быстро вытеснявшего схоластику духа,
рожденного трудами Декарта, Спинозы, Мальбранша, Локка и Ньютона. Беркли
пытался преодолеть модный скептицизм и атеизм и создать учение, в
котором бы гармонично сочетались новая философия и спиритуализм.
Убежденный в способности человека к познанию, Беркли, подобно Локку,
подчеркивал значение чувственного опыта как источника знания. Однако, в
противовес Локку и материализму, он доказывал, что все качества — не
только вторичные (например, цвет), но и первичные (например,
протяжение), которые Локк причислял к независимой от сознания
материальной субстанции, — суть лишь продукт чувственности; он также
доказывал, что идея материи как "реальности", существующей помимо и
сверх первичных и вторичных качеств, не может быть выведена из опыта.
Главная ошибка всякой философии, согласно Беркли, заключается в неверной
абстракции. Например, ложной идеей является "материальная субстанция"
Локка. Существовать (т.е. быть реальным), заключал он, — значит быть
воспринятым или воспринимать. Чувственные объекты, или, как называл их
Беркли, "идеи", не могут производиться инертной бесчувственной материей,
они суть следствие бестелесной деятельной субстанции духа; идеи не
могут существовать и в "не воспринимающей субстанции". Отсюда: материя
вне опыта непредставима и противоречива. Однако "материю как термин
можно оставить для обозначения частного случая организации идей".
Природа есть упорядоченная последовательность таких идей, порожденных
Мировым Духом, а законы природы суть "установленные правила или методы,
по которым этот Дух порождает в нас идеи ощущения".
В действительности существуют только "духи", которые бывают двух родов:
это конечные умы и Мировой Ум (Бог). О духах мы не имеем никакой идеи,
ибо идеи пассивны и бездеятельны, и в них не может быть схвачено то, что
действует. Дух познаваем не непосредственно в чувственном опыте, но
только через свои проявления. О духе мы имеем только "понятие", но такое
понятие, в отличие от понятия материи, не является противоречивым.
В работах позднего периода Беркли уже не акцентирует значение
чувственного опыта. В третьем "Диалоге" он расширяет понятие восприятия
до понятия постижения, а в "Сейрисе" уже утверждает, что знание есть
понимание. Наконец, оставляя и понимание, Беркли пишет о нашей полной
зависимости от духовного мира, в котором мы существуем как конечные
существа.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 4207 |