Джордж Эдвард Мур (George Edward Moore) — английский философ, родоначальник аналитической традиции в философии (вместе с Людвигом Витгенштейном и Бертраном Расселом). Родился в Лондоне 4 ноября 1873. В 1898–1904 член совета Тринити-колледжа Кембриджского университета, с 1911 читал лекции по этике, а с 1925 профессор философии в Кембридже. В 1940–1944 преподавал в ряде американских колледжей и университетов, затем вернулся в Кембридж. В 1921–1947 Мур – редактор журнала «Майнд» («Mind»). В 1918 был избран членом Британской академии наук, в 1951 награжден орденом «За заслуги». Умер Мур в Кембридже 24 октября 1958. Философия Мура Мур – один
из самых влиятельных мыслителей в современной англо-американской
философии; это влияние обусловлено не только предложенным им методом
философствования, но и рядом концепций, с которыми связывают его имя.
Усилия Мура были направлены на анализ относительно частных, хотя и
фундаментальных философских проблем; и он стремился до конца разобраться
в смысле высказываний философов и предпосылок, на которых зиждилась
истинность либо ложность их тезисов. В сферу его интересов входили
этика, теория познания и методы философского анализа. Многие его идеи
послужили началом целых направлений в философии, однако сам он в
дальнейшем нередко отвергал или серьезно видоизменял свои тезисы. Главным
вкладом Мура в этику был анализ смысла фундаментальных этических
понятий – «добра», «правильности» и «долга», прежде всего в работе Начала этики (Principia Ethica,
1903). С его точки зрения, добро постижимо только в непосредственной
интуиции (т.н. этический интуитивизм). Мур энергично критиковал главные
этические системы за попытку определить смысл «добра» в
«натуралистических» терминах удовольствия, полезности и др. В его
понимании интуиция позволяет увидеть, что благие вещи в жизни суть
определенные целостности, состоящие из эстетических наслаждений, любви и
дружбы. Работы Мура по теории познания позволяют говорить о нем
как о пионере движения, ставившего целью возрождение платоновского
реализма. В статье Опровержение идеализма (The refutation of idealism,
1903), опубликованной в журнале «Майнд», были подвергнуты критике
субъективистские теории познания, например теория Беркли, в которой
существование вещей поставлено в зависимость от их восприятия. Во многих
существенных моментах Мур оставался реалистом, хотя в ряде пунктов счел
свои ранние взгляды сомнительными. В статье Природа суждения (The nature of judgement,
1898), также оказавшей большое влияние на последующее развитие
философии и логики, он подверг подробному анализу и критике одно из
главных допущений гегельянства (в частности, системы Ф.Брэдли), а именно
тезис о том, что не существует чисто внешних отношений. Согласно
абсолютному идеализму, все отношения являются внутренними и
необходимыми. Представление о «внутренних отношениях» опирается на
холистическое учение о том, что свойства индивидуальных вещей в каком-то
смысле вторичны по отношению к свойствам всей Вселенной в целом, такая
же зависимость прослеживается между разумом и «внешними объектами».
Критика теории внутренних отношений была проведена Муром и Б.Расселом
с точки зрения т.н. атомистической картины мира, согласно которой мир
состоит из множества индивидов, отношения между которыми существуют или
не существуют в силу случайных обстоятельств. Работы Мура,
посвященные методу философии, привлекли внимание к роли лингвистического
анализа в решении философских проблем. Мур пытался показать, что ряд
традиционных проблем нельзя считать подлинными, поскольку они возникают
вследствие неверного употребления обыденного языка. Он также встал на
защиту позиции здравого смысла и шотландской школы Т.Рида. Плодотворной
для многих областей философии оказалось предложенное им в этой связи
различение между пониманием смысла таких суждений здравого смысла, как
«Земля существовала многие годы», и способностью провести правильный
анализ этого смысла.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 2301 |