Джордж Сантаяна (англ. George Santayana, исп. Jorge Agustín Nicolás Ruiz de Santayana испанское имя Хо́рхе Агусти́н Никола́с Руи́с де Сантая́на) —
американский философ и писатель испанского происхождения. Родился в Мадриде 16 декабря 1863 года, по происхождению испанец.
Получил образование в Бостонской классической школе и Гарвардском колледже,
который окончил в 1886 году. В течение двух лет изучал философию в Берлинском
университете, затем вернулся в Гарвард и закончил докторскую диссертацию под
руководством У. Джемса. В 1889 году стал преподавателем, а в 1907 году
профессором философского факультета Гарвардского университета.
В одном из безупречных по стилю, но "изношенных и традиционных" сонетов,
написанных в аспирантуре и перепечатанных в сборнике "Стихотворения" ("Poems",
1922), можно найти свидетельство его болезненного перехода от католической
ортодоксии к религии Красоты и Природы. Хотя аура католической традиции
сохраняется, теологическая догма переводится в план драматического символа и
поэтического мифа, что становится также главной темой работы "Интерпретация
поэзии и религии" ("Interpretation of Poetry and Religion", 1900); более чем
через 40 лет он возвращается к ней в книге "Идея Христа в Евангелиях" ("The Idea
of Christ in the Gospels", 1946). В шестом сонете в "Стихотворениях"
утверждается, что высшая любовь простирается за пределы объекта любви и
охватывает всеобщее и вечное; эта тема развивается в книге "Платонизм и духовная
жизнь" ("Platonism and the Spiritual Life", 1927) и находит окончательную
формулировку в работе "Царство Духа" ("The Realm of Spirit", 1940), составляющей
четвертую часть "Царств Бытия".
Джордж Сантаяна внимал своим гарвардским учителям У. Джемсу и Дж. Ройсу "более с
удивлением, чем с искренним согласием", плохо понимая "протестантское сочетание
серьезности и своенравия" (т.е. субъективности). Десятилетия спустя, когда оба
его учителя умерли, он сплел для них венец из лавровых листьев и чертополоха в
книге "Характер и мнение в США" ("Character and Opinion in the United States",
1920). И в годы аспирантуры, и позднее Сантаяна считал, что философия его
учителей означала невозможную попытку "описывать вещи такими, как они есть" и в
то же время "объявлять их соответствующими произвольно выделяемым человеческим
желаниям". После обучения за рубежом он решил создать собственную философию,
"нецерковную религию". В 1896 году опубликовал лекции по эстетике - по-видимому,
первый весомый труд в этой области, вышедший в США: "Смысл прекрасного"
("The Sense of Beauty"); в 1900 году за ними последовала книга
"Интерпретации поэзии и религии" ("Interpretations of Poetry and Religion").
Однако важнейшим итогом первого периода творчества философа стал пятитомный труд
"Жизнь разума" ("The Life of Reason, or The Phases of Human Progress",
1905-1906), монументальный по объему и охвату проблем, однако стилистически
отточенный, как сборник литературных эссе. В 1910 году вышла книга,
представляющая особый интерес для тех, кто изучает философию литературы: "Три
философа-поэта" ("Three Philosophical Poets"), в которой различные мировоззрения
- натурализм, супранатурализм и романтизм - представлены блестящим, хотя и
импрессионистским анализом Лукреция, Данте и Гёте, а также Шелли, Бергсона и Рассела.
В 1912 году Сантаяна выполнил давно задуманный план: покинул Гарвард, пересек
Атлантику и стал "странствующим ученым". Жил уединенно в Англии и Франции. В
1924 году поселился в "вечном городе". Умер Сантаяна в Риме 26 сентября 1952
года.
Джордж Сантаяна написал множество литературных и философских произведений. Среди них
статьи на философские темы, например, в сборнике "Некоторые повороты мысли в
Новой философии" ("Some Turns of Thought in Modern Philosophy", 1933), и
особенно его статья в поддержку программы критического реализма в сборнике
"Очерки по критическому реализму" ("Essays in Critical Realism", 1921).
Значительную ценность также представляют работы: "Эгоизм в немецкой философии"
("Egotism in German Philosophy", 1916); "Английские монологи" ("Soliloquies in
England and Later Soliloquies", 1922); "Скептицизм и животная вера" ("Scepticism
and Animal Faith", 1923); повесть "Последний пуританин" ("The Last Puritan",
1936); трехтомная автобиография "Лица и положения" ("Persons and Places", 1944,
1945, 1953) и книга "Сила и господство: размышления о свободе, обществе и
государстве" ("Powers and Dominations, Reflections on Liberty, Society and
Government", 1951). С философской точки зрения, важнейшим достижением Сантаяны
является четырехтомный труд "Царства Бытия" ("Realms of Being", 1927-1940), в
котором его система получила наиболее полное и точное выражение.
Суть его последнего философского послания может быть сформулирована в следующих
тезисах. Человек есть ненамеренный продукт безграничного и динамичного потока,
который можно назвать "материей". Эта субстанция познаваема с исключительно
узкой, человеческой точки зрения, которая, однако, прагматически оправдана и по
большей части отвечает нашим жизненно важным потребностям. Будучи зависимыми от
материального существования, мы не обязательно должны быть его рабами. Материя
предлагает нам себя в одеянии имматериальных, повторяющихся форм, или сущностей,
цветистом и затейливом, вещи поворачиваются к нам то своей радостной, то
трагической стороной. Эти сущности можно воспринимать практически как простые
сигналы к действию, но, по мере того как наш опыт обретает глубину, мы можем
увидеть в них их собственное вневременное бытие. При помощи такого
незаинтересованного постижения, вчувствования и созерцания человек может выйти
за пределы существования, и, как в поэзии, математике или драме человеческой
истории, мимолетное может на краткий миг встать рядом с вечным. Философия Сантаяны Философия Сантаяны имела гуманистическую направленность. Согласно
Сантаяне, основная задача философии должна состоять не в объяснении
мира, а в выработке «моральной позиции» по отношению к нему. Главная мысль философии Сантаяны заключается в том, что наиболее совершенное отношение человека к миру есть эстетическое отношение и уровень развития общества определяется не производством материальных благ,
а количеством энергии, потраченной на «украшение жизни и культуру
воображения». Философ был убеждён, что «в науке имеется всепроникающий,
неизбежный и изменчивый элемент поэзии… Наука является мысленным аккомпанементом искусства». В «Жизни разума» он рассматривал науку, искусство, общество и религию с точки зрения «моральных благ», достигаемых человечеством
в его стремлении установить равновесие со средой. Сантаяна считал, что
«сама природа влечёт за собою свой идеал и что прогрессивная организация
иррациональных импульсов творит рациональную мысль». В области политической философии Сантаяна был сторонником идеи «элиты» в противовес идее демократии.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 2402 |