Генрих Риккерт (нем. Heinrich Rickert) — немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства. Родился 25 мая 1863 в Данциге (ныне Гданьск). Изучал немецкую литературу, историю, философию, экономику в Берлине, Страсбурге, Цюрихе и Фрайбурге. Готовился стать литературным критиком, однако отказался от своего намерения, столкнувшись с господствовавшими в литературоведении позитивистскими методами исследования. Профессор Фрайбургского (с 1894) и Гейдельбергского (с 1916) университетов. Вслед за Виндельбандом
(1848–1915), у которого Риккерт учился, он исследует особенности
исторического знания как научной дисциплины, принципиально отличной от
естествознания. Большое влияние, оказанное Виндельбандом, особенно
сказалось в докторской диссертации Риккерта Учение о дефиниции (Zur Lehre von der Definition, защищена во Фрайбурге в 1888), и в книге Введение в трансцедентальную философию. Предмет познания (Der Gegenstand der Erkenntnis. Ein Beitrag zum Problem der philosophischen Transzedenz,
1892, 1904, 1915). В этой работе он рассматривает предмет, на который
направлено познание, как нечто трансцендентное, противостоящее сознанию,
независимое от него. Следуя Канту, Риккерт считал такие объекты
действительности «вещью-в-себе». Для того, чтобы иметь возможность
анализировать эту действительность, ученый должен создать систему
суждений о ней. Но, в отличии от Канта, система категорий которого
основана на понятии закономерности и всеобщности, Риккерт считает, что
для исторического познания более значима ценностная уникальность
анализируемого предмета. Признание в академических кругах получил после выхода своей большой работы Границы естественнонаучного образования понятий (Die Grenzen der naturwissenschaftlichen Begriffsbildung, 1896, – СПб, «Наука», 1997), оказавшей влияние на социологию Вебера.
Он критикует современную ему аналитическую школу, развивавшую традиции
позитивизма и исходящую из методологического единства естественных и
гуманитарных наук. Представители этой школы считали, что объяснение
исторического события заключается в видении его через закон (например,
через закон развития абсолютного духа у Гегеля). В этом случае отдельный
человек не играет никакой значимой роли в истории. Как последователь
Канта, Риккерт старается отстоять место для свободной воли человека,
значимость человеческих поступков в самом историческом процессе и в его
осознании. Человек – не исполнитель внеличного закона, а свободный
индивид, следовательно, для истории важны индивидуальность, уникальность
и неповторимость. В поздних работах Система философии (System der Philosophic, 1921), Логика предиката и проблема онтологии (Die Logik des Pradikats und das Problem der Ontologie, 1930), Основные проблемы философии (Grundprobleme der Philosophie, 1934) Риккерт излагает возможность построения учения о видах мирового целого. В работе Система философии: всеобщее основоположение философии,
оставшейся незавершенной, Риккерт утверждает, что реальный,
существующий человек всегда ограничен частным миром собственных
переживаний, чувств, созерцаний, поэтому он не способен создать понятие,
которое охватило бы все сущее – и действительность, и ценности. Это
способен сделать только теоретический субъект. Дуализм души и тела
Риккерт предлагает заменить на антитезу воспринимаемого – понимаемого,
где первое относится к восприятию мира действительности, второе – к
принятию сферы ценностей. Единство этой пары заключается в бытии
третьего рода – бытии субъекта. Следовательно, антропология необходимо
должна обращаться к вопросу о ценностях, а в качестве материала для
учения о ценностях Риккерт предлагает опять же обратиться к культуре и к
ее традиционным ценностям: нравственному, прекрасному и истинному. Умер 30 июля 1936 года в Гейдельберге. Философия Риккерта Риккерт утверждает, что к историческим и
естественным наукам один и тот же подход невозможен уже потому, что
метод образования естественно-научных понятий в корне отличен от метода
образования исторических понятий. Ученый-естественник и
ученый-гуманитарий изначально ставят разные цели. В книге Границы естественнонаучного образования понятий
Риккерт приводит яркий пример, призванный продемонстрировать различия
во взглядах естественных и гуманитарных наук на одно и то же событие.
Это – изучение поступков римского императора Нерона. Для
естественника-позитивиста Нерон – безумец, его поступки легко
объясняются определенным клиническим типом безумия. Для историка – Нерон
– уникальное явление, и для изучения этого явления историку ни к чему
теоретические знания о других безумцах подобного типа. Такой взгляд
возможен потому, что предметом истории является отдельное событие.
Генерализирующий (естественно-научный) и индивидуализирующий
(историографический) способы образование понятий относятся у Риккерта не
только к научной сфере, но и к познанию действительности в целом. Риккерт
сталкивается с еще одной проблемой: чем руководствоваться историку при
выборе изучаемого объекта? В отличие от естествоиспытателя, который
опирается на сеть законов и аксиом, с отказом от законов истории
ученому-историку становится не на что опереться при выборе событий,
которые необходимо изучать. Ведь событий в истории великое множество,
действительность неисчерпаема. Риккерт пишет, что выбирая событие как
предмет исследования, историк руководствуется собственным интересом. А
интерес к событию обусловлен его значимостью. Понятие значимости или
значения приобретает особую важность в концепции Риккерта, так как оно
определяется отнесенностью предмета к ценности. «Лишь отнесение к
ценности (Wertbeziehungen) определяет величину индивидуальных различий.
Благодаря им мы замечаем один процесс и отодвигаем на задний план
другой... Ни один историк не интересовался бы теми однократными и
индивидуальными процессами, которые называются Возрождением или
романтической школой, если бы эти процессы благодаря их индивидуальности
не находились в отношении к политическим, эстетическим или другим общим
ценностям». Поэтому науки о духе (Geistwissenschaft) могут также
называться науками о ценности. В третьем издании книги Предмет познания
(1915) Риккерт выделяет шесть областей ценностей, соответствующих
сферам человеческой жизнедеятельности:
Опираясь на различия между генерализирующим и индивидуализирующим
методами, а также между оценивающим и не-оценивающим мышлением в
противопоставлении исторических и естественных наук, Риккерт делит все
существующие науки на четыре класса: 1) генерализирующие, но не оценивающие (классические естественные науки); Творчество позднего Риккерта характеризуется так
называемым онтологическим поворотом. Риккерт создает учение о
трансцендентальной природе ценностей, которое изложено в работе Общие основания философии.
Он утверждает, что мир состоит из сферы действительности и сферы
ценностей, по образу и подобию антитезы сущего и должного. Ценность –
это смысл, лежащий над всяким бытием, она совершенно независима ни от
познающего субъекта, ни от действительности. Подлинная проблема
философии и заключается в противоречии мира существующей
действительности и мира ценностей, не существующих в качестве
эмпирического объекта, но не менее значимых для человека. Только
благодаря ценности становиться возможным отличить культурные процессы от
явлений природы. К культуре принадлежат нравы, искусство, религии и
науки. Синтез двух сфер происходит при вырабатывании индивидом
ценностных суждений и оценок, которые являются не ценностями, а
соединением ценности и действительности. Истина – не соответствие
представления действительности, а совокупность суждений, утверждающих
должное, то есть ценность.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 3838 |