Григорий Саввич Сковорода — украинский и русский философ, поэт, педагог. Родился
Сковорода 22 ноября (3 декабря) 1722 года в с. Чернухи Полтавской
губернии. В 1750-1753 годах (по др. данным, 1747-1750) был за границей (Токай,
Будапешт, Братислава и др.); по возвращении преподавал поэтику в Переяславской
семинарии, был домашним учителем в селе Каврай. С 1759 году около десяти лет, с
перерывами, преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме. С
1770-х годов вёл образ жизни странствующего нищего философа; сочинения его при
жизни распространялись в рукописях.
Сковорода был тесно связан с традициями демократической украинской культуры, из
которой черпал образцы народной антиклерикальной сатиры. Как крестьянскому
просветителю ему свойственно критическое отношение не только к феодальной, но и
к раннебуржуазной идеологии с её культом материального довольства и
преуспевания. Умер Сковорода 29 октября(9 ноября) 1794 года в с. Ивановка Харьковской губернии. Первым трудом Сковороды, появившимся в печати, был трактат "Наркис или познай себя",
напечатанный без имени автора, под заглавием "Библиотека духовная" (СПб., 1798);
затем были напечатаны его "Начальная школа по христианскому добронравию" (1806, с кратким введением о его жизни), "Дружеский разговор о душевном
мире" (1837), "Беседа двое" (1837), "Убогий жаворонок" (1837),
"Харьковские басни" (1837), "Брань архистратига Михаила с сатаною" (1839),
"Сочинения в стихах и прозе" (1861: 5 трактатов Сковороды, стихотворения,
переписку и др.). Наконец по случаю столетия со дня смерти Сковороды были изданы под
редакцией Д. И.
Багалея "Сочинения Г. С. Сковороды" (Харьков, 1894), в которых собраны по возможности
все сочинения Сковороды: по цензурным условиям не вошли в это издание "Жена Лотова",
"Потоп змиин", а из трактата "Израильский змий" напечатан лишь отрывок.
Литература о Сковороде довольно
обширна. Впервые появились в печати сведения о Сковороде в статьях Гес-де-Кальве и
Вернета (в журнале "Украинский вестник", 1817), затем следуют статьи И.
Снегирева (в "Отеч. записках", 1823), И. И. Срезневского "Отрывки из
записок о старце Сковороде" ("Утренняя звезда", Харьков, 1833), А. Хиджеу "Григорий
Варсава Сковорода" ("Телескоп", 1835); архим. Гавриила "История философии в
России" (1840); Г. П. Данилевского ("Основа", 1862; перепечатано в
"Украинской старине", 1866, и в "Сочинениях" Данилевского; наиболее
обстоятельная биография Сковороды). В 1886 году было напечатано в "Киевской старине" (IX
кн.) "Житие" Сковороды, составленное его ближайшим учеником, М. И. Ковалинским, с
предисловием профессора Н. Ф. Сумцова. Юбилейное издание сочинений
Сковороды снабжено обширною
критико-библиографической статьей профессора Д. И. Багалея, где подробно
рассмотрена вся литература о Сковороде и сделан библиографический разбор его сочинений. Философия Сковороды Философское учение Сковороды, изложенное в его диалогах и трактатах, исходит из
идеи трёх "миров": макрокосма, или вселенной, микрокосма, или человека, и
третьей, "символической" реальности, связующей большой и малый миры, идеально их
в себе отражающей; её наиболее совершенный образец есть, по Сковороде, Библия.
Каждый из этих миров состоит из "двух натур": видимой ("тварь", сотворённый мир)
и невидимой ("бог"). В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по
учению Сковороды, основная проблема человеческого существования, которая
решается в подвиге самопознания, в обнаружении "внутреннего", "сердечного",
"единого" человека. Бог понимается не только как заинтересованная в человеке
личность, но и как безусловное условие реальности, безличная и умозрительная
"форма", законоустрояющая "материю", что даёт возможность говорить о тенденции
Сковороды к пантеизму. При постоянном интересе к библейской проблематике для
Сковороды характерно и напряжённое внимание к античному философскому наследию
(прежде всего, традиции платонизма). Этический пафос, воспринятый из ветхо- и
новозаветных книг, сочетается с пропагандой принципов стоической морали. Эта
двойственность симпатий отражена и в стиле философских сочинений Сковороды, где
пророческие интонации причудливо уживаются с приёмами сократического диалога. В
истолковании Библии Сковорода придерживается символического метода
александрийской школы (Ориген, Климент Александрийский). Видимо, через Оригена
Сковорода воспринял и античное представление о безначальности и бесконечности
тварного мира.
Социальные и педагогические взгляды Сковороды основаны на учении о "сродности",
"сродном труде". "Сродность" каждого человека к определённому виду деятельности,
физической или духовной, выявляется через самопознание; человек, распознавший
свою "сродность", становится воистину счастлив. Согласно Сковороде, только через
духовное устроение отдельной личности можно придти к идеалу совершенного
человеческого общества. Т. к. не всякий человек способен к творческому усилию
самопознания, возникает проблема социальной педагогики. Идеальный педагог у
Сковороды напоминает сократовскую "родовспомогательницу": задача наставника -
не внушение, не интеллектуальный диктат, а неназойливая, деликатная помощь
ученику, занятому поиском истинного призвания, "сродности".
Григорию Саввичу Сковороде принадлежит сборник стихотворений
"Сад божественных песней", в котором
преобладают традиции староукраинской песенной лирики, сборник басен в прозе.
Литературной манере Сковороды свойственны экспрессивность образов, контрастные
переходы от патетики к юмору или гротеску, обилие метафор, антитез, сквозных
мотивов, символов. Демократизм стиля, диалогическая, "многоголосая" форма
выражения идей ещё при жизни Сковороды способствовали широкой популярности
сочинений и личности странствующего философа. Критические мотивы стихотворений и
басен Сковороды, их своеобразная стилистика были восприняты и развиты в
дальнейшем украинской литературой.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 6660 |