Григорий Саввич Сковорода | Filosof - научно-познавательный сайт

«Всякий день есть ученик дня вчерашнего.»
Публий

Григорий Саввич Сковорода
Григорий СковородаГригорий Саввич Сковорода — украинский и русский философ, поэт, педагог.

Родился Сковорода 22 ноября (3 декабря) 1722 года в с. Чернухи Полтавской губернии. В 1750-1753 годах (по др. данным, 1747-1750) был за границей (Токай, Будапешт, Братислава и др.); по возвращении преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был домашним учителем в селе Каврай. С 1759 году около десяти лет, с перерывами, преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме. С 1770-х годов вёл образ жизни странствующего нищего философа; сочинения его при жизни распространялись в рукописях.

Сковорода был тесно связан с традициями демократической украинской культуры, из которой черпал образцы народной антиклерикальной сатиры. Как крестьянскому просветителю ему свойственно критическое отношение не только к феодальной, но и к раннебуржуазной идеологии с её культом материального довольства и преуспевания.

Умер Сковорода 29 октября(9 ноября) 1794 года в с. Ивановка Харьковской губернии.

Первым трудом Сковороды, появившимся в печати, был трактат "Наркис или познай себя", напечатанный без имени автора, под заглавием "Библиотека духовная" (СПб., 1798); затем были напечатаны его "Начальная школа по христианскому добронравию" (1806, с кратким введением о его жизни), "Дружеский разговор о душевном мире" (1837), "Беседа двое" (1837), "Убогий жаворонок" (1837), "Харьковские басни" (1837), "Брань архистратига Михаила с сатаною" (1839), "Сочинения в стихах и прозе" (1861: 5 трактатов Сковороды, стихотворения, переписку и др.). Наконец по случаю столетия со дня смерти Сковороды были изданы под редакцией Д. И. Багалея "Сочинения Г. С. Сковороды" (Харьков, 1894), в которых собраны по возможности все сочинения Сковороды: по цензурным условиям не вошли в это издание "Жена Лотова", "Потоп змиин", а из трактата "Израильский змий" напечатан лишь отрывок. Литература о Сковороде довольно обширна. Впервые появились в печати сведения о Сковороде в статьях Гес-де-Кальве и Вернета (в журнале "Украинский вестник", 1817), затем следуют статьи И. Снегирева (в "Отеч. записках", 1823), И. И. Срезневского "Отрывки из записок о старце Сковороде" ("Утренняя звезда", Харьков, 1833), А. Хиджеу "Григорий Варсава Сковорода" ("Телескоп", 1835); архим. Гавриила "История философии в России" (1840); Г. П. Данилевского ("Основа", 1862; перепечатано в "Украинской старине", 1866, и в "Сочинениях" Данилевского; наиболее обстоятельная биография Сковороды). В 1886 году было напечатано в "Киевской старине" (IX кн.) "Житие" Сковороды, составленное его ближайшим учеником, М. И. Ковалинским, с предисловием профессора Н. Ф. Сумцова. Юбилейное издание сочинений Сковороды снабжено обширною критико-библиографической статьей профессора Д. И. Багалея, где подробно рассмотрена вся литература о Сковороде и сделан библиографический разбор его сочинений.

Философия Сковороды

Философское учение Сковороды, изложенное в его диалогах и трактатах, исходит из идеи трёх "миров": макрокосма, или вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, "символической" реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей; её наиболее совершенный образец есть, по Сковороде, Библия. Каждый из этих миров состоит из "двух натур": видимой ("тварь", сотворённый мир) и невидимой ("бог"). В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по учению Сковороды, основная проблема человеческого существования, которая решается в подвиге самопознания, в обнаружении "внутреннего", "сердечного", "единого" человека. Бог понимается не только как заинтересованная в человеке личность, но и как безусловное условие реальности, безличная и умозрительная "форма", законоустрояющая "материю", что даёт возможность говорить о тенденции Сковороды к пантеизму. При постоянном интересе к библейской проблематике для Сковороды характерно и напряжённое внимание к античному философскому наследию (прежде всего, традиции платонизма). Этический пафос, воспринятый из ветхо- и новозаветных книг, сочетается с пропагандой принципов стоической морали. Эта двойственность симпатий отражена и в стиле философских сочинений Сковороды, где пророческие интонации причудливо уживаются с приёмами сократического диалога. В истолковании Библии Сковорода придерживается символического метода александрийской школы (Ориген, Климент Александрийский). Видимо, через Оригена Сковорода воспринял и античное представление о безначальности и бесконечности тварного мира.

Социальные и педагогические взгляды Сковороды основаны на учении о "сродности", "сродном труде". "Сродность" каждого человека к определённому виду деятельности, физической или духовной, выявляется через самопознание; человек, распознавший свою "сродность", становится воистину счастлив. Согласно Сковороде, только через духовное устроение отдельной личности можно придти к идеалу совершенного человеческого общества. Т. к. не всякий человек способен к творческому усилию самопознания, возникает проблема социальной педагогики. Идеальный педагог у Сковороды напоминает сократовскую "родовспомогательницу": задача наставника - не внушение, не интеллектуальный диктат, а неназойливая, деликатная помощь ученику, занятому поиском истинного призвания, "сродности".

Григорию Саввичу Сковороде принадлежит сборник стихотворений "Сад божественных песней", в котором преобладают традиции староукраинской песенной лирики, сборник басен в прозе. Литературной манере Сковороды свойственны экспрессивность образов, контрастные переходы от патетики к юмору или гротеску, обилие метафор, антитез, сквозных мотивов, символов. Демократизм стиля, диалогическая, "многоголосая" форма выражения идей ещё при жизни Сковороды способствовали широкой популярности сочинений и личности странствующего философа. Критические мотивы стихотворений и басен Сковороды, их своеобразная стилистика были восприняты и развиты в дальнейшем украинской литературой.
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010)
Просмотров: 6660