Абуль Валид Мухаммад ибн Ахмад ибн Рушд (араб. ابو الوليد محمد ابن أحمد ابن رشد) — знаменитый западноарабский философ. Родился в Кордове в 1126. Принадлежал к семейству потомственных кади. С ранних лет изучал теологию, право и арабскую литературу, позже – медицину и античную философию. Был дружен с Ибн Туфейлем. По совету и настоянию последнего обратился к изучению и комментированию Аристотеля, что определило основной философский интерес Аверроэса на последующие годы и составило ему славу Комментатора. Практически
всю жизнь Ибн Рушд находился в фаворе, будучи кади и придворным врачом.
Однако в 1195 его постигла опала, о причинах которой существуют разные
версии, а сочинения его были сожжены. Через некоторое время опала была
снята, Ибн Рушд вернулся из ссылки, однако здоровье его было подорвано.
Умер Ибн Рушд в Марракеше (Марокко) 10 декабря 1198, захоронен был в
Кордове. Плодами поразительного трудолюбия и разносторонних
научных занятий явились многочисленные сочинения по естественным наукам,
юриспруденции, медицине, филологии и философии. Ибн Рушд составил 38
комментариев к произведениям Аристотеля, к Государству Платона, к трактату О разуме Александра Афродизийского, Первой философии Николая Дамаскина, трактатам по логике ал-Фараби, Урджузе о медицине
Ибн Сины и «трактату о соединении человека с деятельным разумом» Ибн
Баджжи. Большинство комментариев написаны им к трудам Аристотеля. Они
состоят из малых комментариев, или парафраз (практически самостоятельные
трактаты на темы сочинений Аристотеля), больших комментариев (в них
сохранялась структура произведения, пояснения сопровождали текст самого
Аристотеля) и комментариев средних, в которых приводились только начала
текстов, продолжаемые их пересказом. Основную часть дошедших до нас
комментариев составляют парафразы – малые комментарии. Не владея
греческим языком и опираясь только на доступные ему переводы, Ибн Рушд,
как никто из предшественников, сумел понять учение Аристотеля.
Комментарии Аверроэса вызвали полемику в среде европейских схоластов,
породив течение аверроизма, просуществовавшего до 17 в. Изучение
Аристотеля помогло Ибн Рушду сформулировать свои взгляды как
представителя «фалсафы» (арабоязычного перипатетизма). Около 1180 он
написал работу Тахафут ат-тахафут, которая переводится как
«Опровержение опровержения» или «Непоследовательность
непоследовательности». В ней Ибн Рушд полемизировал с ал-Газали, с его
сочинением Непоследовательность философов. В противовес
ал-Газали, доводы которого против «фалсафы» Ибн Рушд опровергал, он
также критиковал философов, пытавшихся совместить взгляды Стагирита и
Плотина, естественнонаучный рационализм и мистицизм. Философия Рушда Ибн Рушд выступил последовательным сторонником знания, полученного строго доказательным путем, знания аподейктического, противопоставляя его как истинное другим видам знания – риторике и диалектике. Первое из них обращено к необразованной публике, которой надо внушить некоторые важные для сохранения спокойствия в обществе нравственные правила. Второе, диалектическое знание – сфера теоретизирования мутакаллимов, богословов, которые должны обосновывать истинность религиозных догматов. Этот вид знания Ибн Рушд расценивал как вредный для общества, поскольку при этом создается иллюзия знания, а на деле возникает путаница в умах и бесплодные споры, свидетельство чему – история борьбы исламских сект и школ. В Комментариях к Государству Платона Ибн Рушд лишает диалектиков-теологов даже права на истинное гражданство в «добродетельном городе. В области же знания диалектикам отводится промежуточное положение между двумя истинами – истиной философов и истиной-эрзацем, предлагаемой широкой публике. Живя в религиозном обществе и считаясь с далеким от «философского» сознанием масс, философ, как полагал Ибн Рушд, должен считаться с этим сознанием и не разрушать его во имя сохранения спокойствия общества. Это учение Ибн Рушда оформилось позже в теорию двойственной истины, позволившей его последователям-аверроистам отстаивать право на внецерковную мысль. Значительную часть книги Непоследовательность непоследовательности
занимает обсуждение вопроса о вечности мира – о его изначальности как
возможносущего и бесконечности существования в будущем. В 1270 парижские
богословы поставили аверроистский тезис о вечности мира под запрет.
Было запрещено следование и другому учению Ибн Рушда – о смертности
индивидуальной души, разрушающейся вместе с разрушением тела, и
бессмертии только общечеловеческого разума. Социально-политические идеалы, изложенные Ибн Рушдом в комментариях к Государству
Платона, не были восприняты его современниками – в них видели лишь
руководство к приобретению внешней учености. Ибн Рушд вошел в историю
как великий Комментатор, несмотря на то, что его учение об истине, мире и
разуме очевидно выходит за рамки аристотелизма.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 4526 |