Имре Лакатос (по-венгерски Лакатош — венг. Imre Lakatos, настоящие имя и фамилия Аврум Липшиц) — английский философ венгерского происхождения, один из представителей постпозитивизма. Родился 9 ноября 1922 в Дебрецене в еврейской семье, ученик Дьёрдя Лукача. Во время Второй мировой войны был участником антифашистского Сопротивления. В это же время из-за начавшихся преследований евреев (его мать и бабушка погибли в Освенциме) был вынужден сменить фамилию на Молнар (по-венгерски — Мельник), затем на Лакатос (эту же фамилию носил премьер-министр Геза Лакатос,
выступивший против уничтожения венгерских евреев). Существует и другая
точка зрения, по которой «пролетарскую» фамилию Лакатос (Слесарь) он
принял, устроившись на работу в правительство Венгерской народной
республики. После войны учился в аспирантуре Московского университета под руководством Яновской.
Короткое время был функционером Министерства образования
коммунистической Венгрии. В это время он находился под сильным влиянием
идей своих соотечественников Дьёрдя Лукача, Дьёрдя Пойа и Шандора Карачоня. Во времена культа личности Ракоши в 1950—1953 был незаконно репрессирован как «ревизионист» и находился в заключении. Во время Венгерской революции 25 ноября 1956 бежал на Запад через Австрию. С 1958 постоянно жил в Великобритании, с 1969 — профессор Лондонской школы экономики и политических наук. Умер 2 февраля 1974 в Лондоне в возрасте 51 года от кровоизлияния в мозг. Философия Лакатоса Лакатос — автор теории и методологии научно-исследовательских программ, в рамках которых, вслед за Карлом Поппером, развил принцип фальсификации до степени, названной им утончённым фальсификационизмом.
Теория Лакатоса направлена на изучение движущих факторов развития
науки, она продолжает и вместе с тем оспаривает методологическую
концепцию Поппера, полемизирует с теорией Томаса Куна. Лакатос описал науку как конкурентную борьбу «научно-исследовательских программ», состоящих из «жёсткого ядра» априорно принятых в системе фундаментальных допущений, не могущих быть опровергнутыми внутри программы, и «предохранительного пояса» вспомогательных гипотез ad hoc,
видоизменяющихся и приспосабливающихся к контрпримерам программы.
Эволюция конкретной программы происходит за счёт видоизменения и
уточнения «предохранительного пояса», разрушение же «жёсткого ядра»
теоретически означает отмену программы и замену её другой,
конкурирующей. Главным критерием научности программы Лакатос называет прирост
фактического знания за счёт её предсказательной силы. Пока программа
даёт прирост знания, работа учёного в её рамках «рациональна».
Когда программа теряет предсказательную силу и начинает работать только
на «пояс» вспомогательных гипотез, Лакатос предписывает отказаться от её
дальнейшего развития. Однако при этом указывается, что в отдельных
случаях исследовательская программа переживает свой внутренний кризис и
снова даёт научные результаты; таким образом, «верность» учёного
избранной программе даже во время кризиса признаётся Лакатосом «рациональной». Метод рациональных реконструкций истории науки применён Лакатосом в книге Доказательства и опровержения к истории доказательств теоремы Декарта-Эйлера-Коши о соотношении между числом вершин, рёбер и граней произвольного многогранника. При этом в подстрочных примечаниях Лакатос даёт более широкую картину истории математики, особенно — истории математического анализа и программ обоснования математики в XIX и начале XX века. Лакатос обсуждает историю математики как цепочку, в которой «проверка обычного доказательства часто представляет очень деликатное
предприятие, и, чтобы напасть на „ошибку", требуется столько же
интуиции и счастья, сколько и для того, чтобы натолкнуться на
доказательство; открытие „ошибок" в неформальных доказательствах иногда
может потребовать десятилетий, если не столетий. Неформальная
квазиэмпирическая математика не развивается как монотонное возрастание
количества несомненно доказанных теорем, но только через непрерывное
улучшение догадок при помощи размышления и критики, при помощи логики
доказательств и опровержений». Сама книга написана не в форме исторического исследования, а в форме
школьного диалога. Используя диалогический метод, Лакатос искусственно
конструирует проблемную ситуацию, в которой происходит формирование
понятия «эйлерового многогранника». Рациональная реконструкция у
Лакатоса не воспроизводит все детали реальной истории, но создается
специально в целях рационального объяснения развития научного знания.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 5708 |