Иоанн Дунс Скот (англ. Duns Scotus) — английский францисканец, последний и самый оригинальный представитель золотого века средневековой схоластики и в некоторых отношениях предвестник иного мировоззрения. Происходил из рода Дунсов и родился в
1265 в городке Дунс в Шотландии (отсюда его прозвище Скот – шотландец).
После вступления в францисканский орден учился и преподавал в
Оксфордском и Парижском университетах. Его главное сочинение, Оксфордский труд (Opus Oxoniensis), основано на лекциях, прочитанных в Оксфорде; Парижские записи (Reportata Parisiensia) представляют собой записи лекций в Париже, сделанные его учениками. В 1303 Дунс Скот был изгнан из Франции королем Филиппом Красивым
за отказ поддержать его в споре с папой Бонифацием VIII по вопросу об
обложении духовенства податями. В 1305 Дунс Скот вернулся в Париж, где
получил степень доктора теологии. Умер Дунс Скот в Кёльне в 1307. Философия Скота Подобно
всем великим средневековым схоластам, Дунс Скот видел главную цель
теологии в разъяснении и защите христианского вероучения. По его мнению,
философы, подобные Аристотелю, который полагался лишь на человеческий
разум, не способны обосновать центральные положения христианского
вероучения – например, доказать существование Высшего Существа,
сотворившего мир и воздающего наказания и награды людям после смерти. В
труде Теоремы (Theoremata) Дунс Скот развивает тезис о пропасти, существующей между верой и разумом. Вместе
с тем Дунс Скот признавал ценность логического анализа и
метафизического метода в поисках истины. В рамках традиции
средневекового реализма он представлял себе мир как мириады
воплотившихся «сущностей» или «форм», которые первоначально существовали
как «идеи» в уме Бога. Эти «сущности» реальны и принадлежат всем
индивидам («индивидуальным субстанциям»), которые входят в данный вид
или род (например, «человечество» и «одушевленность» – это «сущности»,
общие, соответственно, для людей и для животных вообще). Индивидуальные
субстанции возникают в результате соединения родо-видовых сущностей
(форм) с т.н. hacceitas (буквально «этостью»), которая и обеспечивает
единство и своеобразие всякой индивидуальной субстанции. Постигаемые
умом сущности имеют универсальный характер. Согласно учению Дунса Скота,
понятия «бытия» и «трансцендентальных сущностей» («благость»,
«единство» и т.д.) тождеименны (univoci), т.е. имеют один и тот же смысл
независимо от того, применяются они к Богу или же к его творениям.
Однако «бытие» или «благость» реализуются в них по-разному: в Боге они
бесконечны, а в тварных субстанциях конечны. Предложенное Дунсом Скотом
доказательство бытия Божьего, развивающее доказательство св. Ансельма Кентерберийского, является едва ли не самым сложным и изощренным из всех доказательств такого рода.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 2217 |