Карл Барт (нем. Karl Barth) — швейцарский кальвинистский теолог, один из основателей так называемой диалектической теологии. Родился 10 мая 1886 в Базеле в семье реформатского пастора и профессора
церковной истории. Учился в университетах Берна, Берлина, Тюбингена и
Марбурга, испытал влияние неокантианства
и теолога Вильгельма Германа. В 1909 стал помощником пастора
реформатской общины в Женеве, а в 1911 – пастором в Зафенвиле. В 1919 он
написал книгу Послание к Римлянам (Der Römerbrief, 2-я, полностью переработанная редакция, 1922), комментарий к Посланию к Римлянам
апостола Павла. В 20-е годы вокруг Барта сформировался круг молодых
теологов; это направление было названо «диалектической теологией»
(другие названия: теология кризиса, неоортодоксия). В 1921 он стал
внештатным профессором в Гёттингене, в 1925 – ординарным профессором
догматики и новозаветной экзегезы в Мюнстерском университете, а затем –
профессором систематической теологии в Боннском университете. В 1934 он
лишился кафедры из-за своего отказа принести присягу на верность
Гитлеру, обязательную для государственных служащих. В том же году Барт
участвовал в создании т.н. Исповедующей церкви (Bekennende Kirche). В
нее вошли те члены евангелических церквей Германии, которые не приняли
нацистский режим. На первом синоде этой церкви (в Бармене, районе
Вупперталя) Барт подготовил проект теологической декларации, где
подтверждалась несовместимость веры в Иисуса Христа, как Слова Бога и
главы церкви, с подчинением земным вождям, которые стремятся ограничить
свободу церкви и вмешиваются в дела веры. В 1935 Барт возвратился в Швейцарию, где стал профессором теологии Базельского университета. В 1956 он удалился на покой.
Воспитанный в традициях немецкой либеральной теологии, Барт пришел к
выводу, что его представление о Боге и ситуации человека в мире
абсолютно бесполезны и не отвечают реальным нуждам прихожан. Барт
перечитал Священное Писание, а также сочинения реформаторов (в
особенности Лютера)
без предвзятости, обусловленной теологическим образованием, и пришел к
выводу, что Бог недоступен человеческому познанию и открывает себя вне
зависимости от желания человека. Человек сам по себе не только отделен
от Бога, но в своем непослушании враждебен ему. Таким образом,
религиозный опыт и этика, опирающаяся только на знании человека о Боге,
являются не только ошибочным, но и вводящим в заблуждение прикрытием для
нежелания человека принять Бога таким, каким он есть и каким он
открывает себя в Иисусе Христе. На этой основе Барт разработал радикально христоцентрический подход. В его главной работе, оставшейся незаконченной Церковной догматике (Kirchliche Dogmatik,
12 томов, 1932–1967) он реконструирует с этой точки зрения всю область
теологии. Сотворение мира, грехопадение человека, история Израиля, Новый
Завет – все это интерпретируется Бартом сквозь призму «события Христа».
Среди других трудов Барта – Слово Бога и теология (Das Wort Gottes und die Theologie, 1924), Протестантская теология в 19 столетии (Die Protestantische Theologie im 19.Jahrhundert, 1947). Умер Барт в Базеле 10 декабря 1968. Философия Барта Доктринальная система Барта своим центром имеет учение о Боге, Который абсолютно непознаваем. В вере человек встречается с такой действительностью, которую он сам
по себе нигде и никогда не искал и тем более не находил. Бог отделён от
человека бесконечным качественным отличием. Человек не способен сам по
себе познать Бога или принять Божественное откровение. В природе нет
ничего подобного Богу. Бог не вовлечён в природу и не зависит от неё. Он
непознаваем с помощью разума, Его невозможно понять ни через природу,
ни через культуру, ни через историю. Он всегда открывает Себя Себе и
другим лишь Сам, а не вследствие наших поисков и обнаружений, наших
чувств и мыслей. Именно Этот Бог в вышних повернулся к человеку, одарил
Собой человека, сообщил ему о Себе. Тот, Кто зовётся Богом в Священном
Писании, неисследуем, то есть Он не был открыт каким-либо человеком.
Барт считает, что преувеличение значимости откровения причиняет вред,
поскольку незаметно, но неизбежно разрушает Евангелие,
так как подчиняет его культуре. Но если Бога с помощью рациональных
средств познать невозможно, то можно ли Его вообще познать? Да, отвечает
Барт, Бога можно познать в Слове Божием, в Его откровении о Себе. Бог явил Себя в истории однажды — в Иисусе Христе,
Он явил Себя, а не просто открыл какую-то информацию о Себе, не
показывая, как нужно жить. По Барту, Слово Божие существует в трёх
формах: во-первых, это Сам Иисус Христос, Его жизнь, смерть и Воскресение, во-вторых, это Писание,
где отражено Божественное откровение, и, в-третьих, это церковная
проповедь Евангелия. Последние две формы — это условное Слово Божие,
поскольку они становятся им только тогда, когда Бог использует их, чтобы
явить Иисуса Христа. Барт утверждает, что Библия — это попытка человека
повторить Слово Божье человеческими словами. Оно может стать вновь
истинным Словом Божьим для человека, если Бог решит явить Себя через неё
ему. Библия — это сообщение о том, что откровение было, но не запись
того, что оно собой представляло. Это свидетельство и обещание того, что
откровение снова может произойти. Бог может возобновить свое откровение
и повторить то, что он совершил в библейской ситуации. Когда это
происходит, Библию можно назвать Словом Божьим. В целом, теология Барта христоцентрична, что превращает его
теологические взгляды в систему. Иисус Христос — это единственное,
уникальное самооткровение Бога, Он — Слово Божье в личности. Однако
понимание Бартом откровения наложило свой отпечаток на понимание
человеческой природы Иисуса. Барт полностью признаёт человечность
Иисуса, однако не видит в ней ничего особенного. Человеческая жизнь
Иисуса не вносит большого вклада в раскрытие природы Бога. Фактически
информация о Нём, которую можно получить в результате исторического
исследования, способствует скорее сокрытию, чем обнаружению его
Божественности. Доктрина об откровении также повлияла на представления Барта о предопределении. Он полностью отвергает традиционную кальвинистскую
точку зрения, согласно которой Бог предвечно определил избранных и
неизбранных. Барт считает, что это заблуждение, возникшее из-за
неверного понимания отношения Бога к миру, которое представлялось
статичным. Воля Бога не есть неизменное решение, которая Его же и
ограничивает. Бог волен изменять Свои решения, приостанавливать их
исполнение, но неизменным остается одно: Бог постоянен в свободно
выбранной любви. Бог избрал Иисуса Христа, а в Нём — сообщество, которое
свидетельствует о Христе, а в сообществе — людей. Все люди избранные,
однако не все живут как избранные — образ жизни зависит от их
собственного выбора. И задача избранного сообщества состоит в том, чтобы
объяснить последним факт избрания их Богом. Нет существенного различия
между верующими и неверующими, ибо избраны все. Первые осознали, что
избраны, и живут соответственно, а вторые живут так, как будто
неизбраны, хотя они и избраны Богом во Христе. Вероучение Церкви и изъяснение догматов — любимая тема для Барта, написавшего более шести миллионов слов во всех своих «догматиках». Папа Пий XII отозвался о Барте как о втором богослове после Фомы Аквинского. Барт в некоторых своих положениях особенно близок к православию. Барт сближается скорее с православным пониманием богословия (в отличие от науки теологии) как дара говорить о Боге на основании того, что Он откроет нам. Также проявляется связь с католичеством. Барт сам признался в том, что самые значительные мысли были восприняты им у схоластов. Однако свою деятельность он считал более сравнимой с творчеством Кальвина, пытаясь вернуться к представлениям периода Реформации о ключевой роли Христа и приоритете Писания.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 2123 |