Карл Густав Юнг (нем. Carl Gustav Jung) — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Родился Юнг 26 июля 1875 года в Кесвиле (Швейцария). В 1900-х годах сотрудник Э. Блейлера в Цюрихе, разработал технику свободных ассоциаций, превратив ее в один из основных методов психиатрического исследования. В 1907-1912 годах один из ближайших сотрудников Зигмунда Фрейда, первый председатель Международного психоаналитического общества (1911-1914). Пересмотр Юнгом основных положений психоанализа (трактовка либидо как психической энергии вообще, отрицание сексуальной этиологии неврозов, понимание психики как замкнутой автономной системы, функционирующей по принципу компенсации, и др.) привел к его разрыву с Фрейдом.
В работе "Метаморфозы и символы либидо" (1912) исследовал спонтанное появление
фольклорных и мифологических мотивов в снах пациентов. Исходя из этого,
постулировал существование в психике человека, помимо индивидуального
бессознательного, более глубокого слоя - коллективного бессознательного,
которое, по Юнгу, есть отражение опыта прежних поколений, запечатлевшееся в
структурах мозга. Содержание его составляют общечеловеческие первообразы -
архетипы (например, образ матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т. п.),
динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества,
сновидений и т. д. Архетипы недоступны непосредственному восприятию и
осознаются через их проекцию на внешние объекты. Центральную роль среди
архетипов Юнг отводил архетипу "самости" (das Selbst) как потенциальному центру л
ичности в отличие от "Эго" ("Я") как центра сознания. Интеграция содержаний
коллективного бессознательного - цель процесса становления личности
(самореализации, индивидуации). Основная задача психотерапии - восстановление
нарушенных связей между различными уровнями психики; в традиционных культурах,
динамическое равновесие между ними осуществляется, по Юнгу, с помощью мифов,
обрядов, ритуалов как средств активизации архетипов. В целом в трактовке
природы архетипов и коллективного подсознательного позитивистские идеи
переплетаются у Юнга с метафизическими представлениями о психике как некой
безличной субстанции и т. п., граничащими с оккультизмом.
Юнг разработал типологию характеров ("Психологические типы", 1921, рус. пер.
1924), в основе которой лежит выделение доминирующей психической функции
(мышление, чувство, интуиция, ощущение) и преобладающей направленности на
внешний или внутренний мир (экстравертивный и интровертивный типы). Оказал
большое влияние на сравнительное изучение религий, мифологии, фольклора
(К. Кереньи, М. Элиаде и др.; международный ежегодник по проблемам культуры
"Eranos-Jahrbuch", изд. с 1933 года в Цюрихе), а также эстетику и
литературно-художественную критику (Г. Рид, Великобритания, и др.). В 1948 году
был создан институт Юнга в Цюрихе, в 1958 году - Международное общество
аналитической психологии (с 1955 года - журнал "Journal of Analytical
Psychology" в Лондоне). Умер Юнг 6 июня 1961 года в Цюрихе (Швейцария). Философия Юнга Первоначально Юнг развивал гипотезу, согласно которой мышление
превалировало над чувством у мужчин, а чувство имело более высокий
приоритет по сравнению с мышлением среди женщин. Впоследствии Юнг от
этой гипотезы отказался. Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением
и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид
появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в
потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует
личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней
заложено», таким образом, отказавшись от ряда положений психоанализа.
Вместе с тем Юнг выделял несколько уровней бессознательного:
индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы. Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура
психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас
переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки. Юнг является автором ассоциативного теста, в ходе которого
испытуемому предъявляют ряд слов и анализируют скорость реакции при
назывании свободных ассоциаций к этим словам. Анализируя результаты
тестирования людей, Юнг предположил, что некоторые сферы опыта у
человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному
контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта Юнг назвал комплексами. В основе комплекса, по его предположению, всегда может быть обнаружено архетипическое ядро. Юнг предполагал, что часть комплексов возникает в результате
психотравмирующих ситуаций. Как правило, это моральный конфликт, целиком
проистекающий из невозможности полного включения сущности субъекта. Но
доподлинно природа возникновения и развития комплексов неизвестна.
Образно, травмирующие ситуации откалывают от эго-комплекса кусочки,
уходящие глубоко в подсознание и приобретающие далее определенную
автономию. Упоминание информации, связанной с комплексом, усиливает
защитные реакции, препятствующие осознаванию комплекса. Комплексы
пытаются проникнуть в сознание через сновидения, телесные и
поведенческие симптомы, паттерны отношений, содержание бреда или
галлюцинаций в психозе, превосходя наши сознательные намерения
(сознательную мотивацию). При неврозе
грань, разделяющая сознательное и бессознательное ещё сохранна, но
истончена, что позволяет комплексам напоминать о своем существовании, о
глубоком мотивационном расколе личности. Лечение по Юнгу идет по пути интеграции психологических составляющих личности, а не просто как проработка бессознательного по Фрейду. Комплексы, возникающие как осколки после ударов психотравмирующих ситуаций, несут не только ночные кошмары,
ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются
проводниками творчества. Следовательно, объединить их можно посредством
арт-терапии («активного воображения») — своего рода совместной
деятельности между человеком и его чертами, несовместимыми с его
сознанием в других формах деятельности. Из-за разницы в содержании и тенденциях сознательного и
бессознательного их конечного сращивания не происходит. Вместо этого
происходит появление «трансцендентальной функции», делающей переход от
одной установки к другой органически возможным без утраты
бессознательного. Её появление является высоко аффективным событием —
обретением новой установки.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (28.11.2010) | |
Просмотров: 7088 |