Лёвит Карл – немецкий философ. Родился 9 января 1897 в Мюнхене. Добровольцем принимал участие в
Первой мировой войне. В 1918 в Мюнхене начал обучение биологии,
впоследствии – философии (у Гайгера, Пфендера, Вебера). В 1919–1922 слушал лекции Гуссерля и Хайдеггера, под руководством которого в 1923 защитил диссертацию о Ницше. В том же году последовал за Хайдеггером в Марбург, где завязалась дружба и знакомство в Гадамером.
Габилитировлся при Хайдеггере в 1928. До 1934 – приват-доцент.
Спасаясь от преследований национал-социалистов, перебирается в Италию, а
в 1936–1941 получает профессуру в Японии. В 1930-х исследования Лёвита посвящены историко-философским проблемам (Кьеркегор, Ницше, Буркхард, Гегель). С 1941 Лёвит
работает в США (до 1949 – на теологическом факультете Хартфорда
(Коннектикут), в 1949–1952 – в Новой школе социальных исследований
(New School for Social Research). Опираясь на Буркхарда, занимался исследованием теологических
предпосылок философии истории ("Смысл истории” (Meaning of History,
1949)). При содействии Гадамера в 1952 получил приглашение в Гейдельберг. В работе "Хайдеггер – мыслитель в
скудное время” (1953) Лёвит продолжил начатую еще в 1930-х полемику со своим учителем. Умер 24 мая 1973 в Гейдельберге. Философия Лёвита В марксизме, историзме, и экзистенциальной философии Лёвит
видел пример апорий, в которые попадает философия, следующая
определенной христианской теологией традиции исторического мышления.
Этой традиции Лёвит пытается противопоставить философию
как "мудрость мира”, как "познание единственной и неизменной природы
сущего”. Указанные философские направления испорчены, по мнению Лёвита,
идеей "исторической экзистенции”. Между тем, с кризисом христианской
метафизики стала очевидной "конечно-посюсторонний” характер экзистенции
человека, которого надо осмыслить в пределах "естественных данностей”.
Такие мыслители как Ницше, Маркс, Хайдеггер, К. Шмитт подвергли природу человека абсолютизации, понимая ее как сферу осуществления "подлинного бытия”. Маркс и младогегельянцы
ограничивают философию потребностями "духа эпохи”, практическими
потребностями социальных и политических обстоятельств времени. Так
философия становится консервацией партикулярной, свободной позиции
индивидуума по отношению к обществу и эпохе, что создает угрозу
тоталитаризма (в форме фашизма или коммунизма). Предпосылки этого
мировоззрения содержатся в христианской антропологии, которая, с
одной стороны, поместила человека в центр мира, созданного для него и
предоставленного в его распоряжение. Это открыло путь к профанации
природы в естественных науках и технике. Во-вторых, христианское мировоззрение заменило цикличное понимание
времени античности, ориентированное на природу, линейным,
телеологическим представлением о времени. Идея, что смысл земного мира
обретается в "царстве Бога”, сделало возможным представление о
необратимости исторического процесса. Современный историзм знаменует
собой окончательный разрыв между историей человека и природой, разлагая
как неизменную сущность человека, так и природу на множественность
исторических миров и картин мира. Лёвит решительно не согласен с претензией герменевтики Гадамера
на универсальность, в своих трудах пытается посредством деструкции
исторического миросозерцания восстановить непосредственность
"пре-исторического” сознания. Как и Беньямин, Лёвит
руководствуется идеей самоистолкования исторического материала,
выражающего себя в определенных отношениях и связях – этот материал
необходимо не "интерпретировать”, но "заставить говорить” с помощью
сравнительного метода. В проекте восстановления изначального понимания
мира античности Лёвит считает свой подход родственным
антропологии Фейербаха, труды которого в своей габилитации
противопоставляет "аналитике Dasein” Хайдеггера. Целью своих усилий Лёвит считает построение "человеческой философии” человека. К неизменной природе человека принадлежат, по мнению Лёвита,
кроме биологических данностей также язык, культура и бытие с другими
людьми. Человеческая культура и моральная деятельность в качестве опоры и
масштаба требуют сознания "неизменной и для себя сущей природы”.
Воззрения Лёвита вызвали критику, указывающую на общую догматичность позиции Лёвита (Анц) и абсолютизацию собственной исторической позиции (Хабермас).
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 1741 |