Карл Маннгейм (нем. Karl Mannheim, венг. Mannheim Károly) — родившийся в Венгрии немецкий и британский философ и социолог еврейского происхождения, один из создателей социологии знания. Родился 27 марта 1893 в Будапеште. Учился в университетах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга, Парижа. Взгляды Маннгейма формировались под влиянием идей Риккерта, Лукача, Гуссерля, Альфреда и Макса Вебера, Зиммеля, Яси, Шелера, Залоша, Ласка — в традициях неокантианства, феноменологии, марксизма (в трактовке раннего Лукача). Во время жизни в Венгрии был близок к левым кругам, входил, наряду с Лукачем, Поланьи и Балажем, в «Воскресный» и «Галилеевский» кружки. После провозглашения Венгерской советской республики (1919) был назначен преподавателем, после падения ВСР и контрреволюционного террора на родине эмигрировал в Германию. С 1925 — приват-доцент философии Гейдельбергского университета, с 1929 — профессор социологии и национальной экономики на кафедре Оппенгеймера во Франкфурте-на-Майне. С 1933, эмигрировав в Великобританию, читал лекции по социологии в Лондонской школе экономики и политической науки, с 1941 — в Институте образования при Лондонском университете, где в 1945 стал профессором педагогики. Незадолго до смерти — руководитель отдела ЮНЕСКО.
Являлся инициатором и редактором «Международной библиотеки по
социологии и социальной реконструкции», способствовал конституированию
социологии как учебной дисциплины в Англии. Умер 9 января 1947 в Лондоне. В первый, «немецкий», период, наиболее продуктивный с творческой
точки зрения, Маннгейм занимался проблемами интерпретации «духовных
образований», теорией познания сначала в русле философии культуры (Seele und Kultur. Budapest, 1918) и гносеологизма (Die Struktur-analyse der Erkenntnistheorie, 1922), затем разработал собственную философо-социологическую методологию — социологию познания, или социологию мышления (Historismus. 1924; Das Problem einer Sociologie des Wissens. 1925; Ideologische und soziologische Interpretation der geistigen Gebilde. 1926).
В дальнейших работах Маннгейм углубляет свою социологическую
методологию, развивая ее категориальный аппарат на конкретном
социально-историческом материале — исследует генезис консервативного стиля мышления в Германии, феномен поколенческого единства, проблемы конкуренции в духовной сфере, сущность идеологии и утопического сознания. Во второй, «английский», период занимался главным образом
популяризацией социологии познания, развивал её идеи в сфере теории
культуры, культурной и образовательной политики. Заимствовав
марксистское положение о зависимости общественного сознания от
общественного бытия и социальной обусловленности познания, Маннгейм
вслед за Шелером полагал, что общественное бытие не сводится только к «экономическим отношениям производства». Философия Маннгейма Согласно Маннгейму, задача социологии знания
заключается в анализе социально-исторической обусловленности мышления —
как теоретического, так и обыденного — и разработке учения о
«внетеоретических условиях знания». Анализируя марксистское понятие идеологии, он выделяет в нем два различных значения: «частичная» идеология
проявляется там, где имеет место более или менее осознанное искажение
фактов, продиктованное социальными интересами субъекта; «тотальная»
идеология отражает своеобразие всей структуры сознания целой социальной
группы, класса или даже эпохи. С точки зрения Маннгейма, всего существуют два типа коллективных
представлений: собственно идеологии — мышление господствующих социальных
групп, и утопии —
мышление угнетенных слоев. С помощью этих понятий Маннгейм пытается
показать динамику в сфере идей, а главное — сделать социологию знания
научным фундаментом политики и политического образования, формируя таким
образом более прочные основания для демократии. В отношении достижимости научной истины Маннгейм придерживается так называемого
«реляционизма», согласно которому знание всегда относительно, так как
может быть сформулировано только в соотнесении с определенной
социально-исторической позицией, и который большинство критиков
причисляют к релятивизму. Идеи Маннгейма оказали большое влияние на социологическую мысль
Запада. Хотя у него не было продолжателей, безоговорочно принявших его
социологическую методологию, конкретные историческо-социологические
исследования Маннгейма признаны классическими (Историческая социология).
Можно сказать, что здесь Маннгейм в определенной мере является
предтечей «социологического поворота» в философии науки, хотя он и не
распространяет свои выводы на сферу естественнонаучного знания.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 3414 |