Карл Ранер | Filosof - научно-познавательный сайт

«Всякий день есть ученик дня вчерашнего.»
Публий

Карл Ранер
Карл РанерКарл Ранер (нем. Karl Rahner) — немецкий католический теолог.

Родился во Фрайбурге 5 марта 1904. В 18-летнем возрасте вступил в Общество Иисуса (орден иезуитов). В 1924–1927 в рамках орденской подготовки изучал философию и теологию в Австрии, Германии (к этому периоду относится увлечение философией Жозефа Марешаля), в 1927–1929 проходил практическую подготовку как воспитатель, в 1929–1933 изучал теологию в Валкенбурге (Нидерланды), затем занимался философией во Фрайбургском университете в семинаре М.Хайдеггера (4 семестра, 1934–1936), готовясь к защите диссертации по философии, поскольку орденское начальство видело в нем будущего профессора истории философии. Защитить докторскую диссертацию (позднее опубликована в виде книги Дух в Мире, Geist in Welt, 1939) во Фрайбурге не удалось (из-за отрицательной оценки рецензента). В 1932 Ранер стал священником. До завершения философской докторантуры орденские руководители переориентировали его на теологию. В 1936 Ранер защитил докторскую диссертацию по теологии в университете Инсбрука, а в 1937 – там же габилитационную (дающую право занимать профессорскую должность) диссертацию. В 1937–1938 Ранер – доцент Инсбрукского университета, но его педагогическая деятельность пресеклась после того, как нацисты закрыли теологический факультет (1938) и запретили деятельность иезуитов. В 1939–1944 Ранер работал в Пастырском институте в Вене, в 1944–1945 был священником в Нижней Баварии. В 1945–1948 – профессор в философской высшей школе («Берхманнсколлег») ордена иезуитов в Пуллахе (близ Мюнхена), в 1948–1964 на теологическом факультете университета Инсбрука, в 1964–1967 в Мюнхенском университете (преемник Романо Гуардини на философском факультете, кафедра христианского мировоззрения и философии религии), в 1967–1971 в университете Мюнстера (снова в качестве профессора догматики и истории догматов). Участвовал во Втором Ватиканском соборе (1962–1965) как советник кардинала Кёнига, а затем как официальный теолог собора. В 1969–1973 член папской теологической комиссии. В 1973 экстраординарный профессор по междисциплинарным вопросам теологии и философии в философской высшей школе ордена иезуитов в Мюнхене.

Ранер занимался издательской деятельностью как редактор серии книг по актуальным вопросам теологии «Quaestiones disputatae» и участвовал в подготовке второго издания Словаря теологии и церкви (Lexikon für Theologie und Kirche). После выхода в академическую отставку (1971) и вплоть до смерти Ранер боролся за реализацию в теологии и жизни Католической церкви решений II Ватиканского собора. В 1981 вернулся в Инсбрук. Кавалер ордена «Pour le Mérite», член Британской академии, почетный доктор многих университетов Старого и Нового Света. Число его трудов (книг и статей) превышает 4000. Умер Ранер в Инсбруке 30 марта 1984.

Философия Ранера

В теологии Ранера, члена Общества Иисуса, присутствуют два измерения – внутреннее и внешнее. Внутреннее – это мистика духовных упражнений основателя ордена Игнатия Лойолы, внешнее – связано с апологетикой, защитой христианства перед лицом современного, антропоцентричного мира. Теологию Ранера называют «переводом мистического опыта на современный язык».

Бог открывает себя в благодатном Откровении, которое предполагает наличие тварного существа адресата этого Откровения. Бог дал человеку Откровение не для умножения его знаний, а ради самого человека, для определения цели его существования. Но если Откровение имеет такое отношение к человеку и определяет его экзистенцию, то и человек имеет экзистенциальное отношение к Откровению. Человек предназначен для восприятия Откровения, а это значит, что он располагает для этого некой трансцендентальной структурой, наделен способностью принимать это Откровение. Человек изначально как бы «настроен» на Бога. Трансцендентальная теология, которую развивает Ранер, проясняет «априорные условия в верующем субъекте для познания всякой истины веры».

Человек в поисках себя неизбежно сталкивается с тайной бесконечного Бога, и приходит к себе, отдаваясь непостижимой тайне Бога. В Иисусе Христе, в вочеловечении Бога, утверждает Ранер, – «уникальный и предельный случай сущностного завершения человеческой действительности». Во Христе сливаются воедино посюсторонность (имманентность) Бога в человеке и потусторонность (трансцендентность) человека в Боге. Согласно Ранеру, христианское бытие есть подлинное человеческое бытие, а подлинное человеческое бытие есть «анонимное» христианское бытие. Тогда человек, достигший подлинного осуществления своей человеческой сущности, есть христианин, пусть он об этом и не подозревает. Так Ранер в 20 веке решал проблему абсолютного притязания христианства: говоря об анонимных христианах, он стремился преодолеть узость церкви, раздвигая ее границы для современных людей.
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010)
Просмотров: 1638