Карл Ранер (нем. Karl Rahner) — немецкий католический теолог. Родился во Фрайбурге 5 марта 1904. В 18-летнем возрасте вступил в Общество Иисуса (орден иезуитов).
В 1924–1927 в рамках орденской подготовки изучал философию и теологию в
Австрии, Германии (к этому периоду относится увлечение философией
Жозефа Марешаля), в 1927–1929 проходил практическую подготовку как
воспитатель, в 1929–1933 изучал теологию в Валкенбурге (Нидерланды),
затем занимался философией во Фрайбургском университете в семинаре М.Хайдеггера
(4 семестра, 1934–1936), готовясь к защите диссертации по философии,
поскольку орденское начальство видело в нем будущего профессора истории
философии. Защитить докторскую диссертацию (позднее опубликована в виде
книги Дух в Мире, Geist in Welt, 1939) во Фрайбурге не
удалось (из-за отрицательной оценки рецензента). В 1932 Ранер стал
священником. До завершения философской докторантуры орденские
руководители переориентировали его на теологию. В 1936 Ранер защитил
докторскую диссертацию по теологии в университете Инсбрука, а в 1937 –
там же габилитационную (дающую право занимать профессорскую должность)
диссертацию. В 1937–1938 Ранер – доцент Инсбрукского университета, но
его педагогическая деятельность пресеклась после того, как нацисты
закрыли теологический факультет (1938) и запретили деятельность
иезуитов. В 1939–1944 Ранер работал в Пастырском институте в Вене, в
1944–1945 был священником в Нижней Баварии. В 1945–1948 – профессор в
философской высшей школе («Берхманнсколлег») ордена иезуитов в Пуллахе
(близ Мюнхена), в 1948–1964 на теологическом факультете университета
Инсбрука, в 1964–1967 в Мюнхенском университете (преемник Романо
Гуардини на философском факультете, кафедра христианского мировоззрения и
философии религии), в 1967–1971 в университете Мюнстера (снова в
качестве профессора догматики и истории догматов). Участвовал во Втором
Ватиканском соборе (1962–1965)
как советник кардинала Кёнига, а затем как официальный теолог собора. В
1969–1973 член папской теологической комиссии. В 1973 экстраординарный
профессор по междисциплинарным вопросам теологии и философии в
философской высшей школе ордена иезуитов в Мюнхене. Ранер
занимался издательской деятельностью как редактор серии книг по
актуальным вопросам теологии «Quaestiones disputatae» и участвовал в
подготовке второго издания Словаря теологии и церкви (Lexikon für Theologie und Kirche).
После выхода в академическую отставку (1971) и вплоть до смерти Ранер
боролся за реализацию в теологии и жизни Католической церкви решений II
Ватиканского собора. В 1981 вернулся в Инсбрук. Кавалер ордена «Pour le
Mérite», член Британской академии, почетный доктор многих университетов
Старого и Нового Света. Число его трудов (книг и статей) превышает 4000.
Умер Ранер в Инсбруке 30 марта 1984. Философия Ранера В теологии Ранера, члена
Общества Иисуса, присутствуют два измерения – внутреннее и внешнее.
Внутреннее – это мистика духовных упражнений основателя ордена Игнатия Лойолы,
внешнее – связано с апологетикой, защитой христианства перед лицом
современного, антропоцентричного мира. Теологию Ранера называют
«переводом мистического опыта на современный язык». Бог открывает
себя в благодатном Откровении, которое предполагает наличие тварного
существа адресата этого Откровения. Бог дал человеку Откровение не для
умножения его знаний, а ради самого человека, для определения цели его
существования. Но если Откровение имеет такое отношение к человеку и
определяет его экзистенцию, то и человек имеет экзистенциальное
отношение к Откровению. Человек предназначен для восприятия Откровения, а
это значит, что он располагает для этого некой трансцендентальной
структурой, наделен способностью принимать это Откровение. Человек
изначально как бы «настроен» на Бога. Трансцендентальная теология,
которую развивает Ранер, проясняет «априорные условия в верующем
субъекте для познания всякой истины веры». Человек в поисках себя
неизбежно сталкивается с тайной бесконечного Бога, и приходит к себе,
отдаваясь непостижимой тайне Бога. В Иисусе Христе, в вочеловечении
Бога, утверждает Ранер, – «уникальный и предельный случай сущностного
завершения человеческой действительности». Во Христе сливаются воедино
посюсторонность (имманентность) Бога в человеке и потусторонность
(трансцендентность) человека в Боге. Согласно Ранеру, христианское бытие
есть подлинное человеческое бытие, а подлинное человеческое бытие есть
«анонимное» христианское бытие. Тогда человек, достигший подлинного
осуществления своей человеческой сущности, есть христианин, пусть он об
этом и не подозревает. Так Ранер в 20 веке решал проблему абсолютного
притязания христианства: говоря об анонимных христианах, он стремился
преодолеть узость церкви, раздвигая ее границы для современных людей.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 1638 |