Клод Леви-Стросс (фр. Claude Lévi-Strauss) — французский этнограф, социолог и культуролог, создатель школы структурализма в этнологии (т. н. структурной антропологии), теории «инцеста» (одной из теорий происхождения права и государства), исследователь систем родства, мифологии и фольклора. Родился 28 ноября 1908 в Брюсселе. Учился в Парижском Lycée Janson-de-Sailly, затем в Сорбонне. В 1935–1939 преподавал в Сан-Паулу (Бразилия). 1946–1946 – советник по культуре посольства Франции в США. В 1949–1950 – директор Музея человека в Париже. Директор Школы высших исследований в 1959–1974. Руководитель кафедры в Коллеж де Франс в 1959–1982 (почетный профессор с 1983). Член Французской Академии, многих академий и почетный профессор многих университетов Европы, а также университета Квебека и Вишва-Бхарати в Индии. Награжден Орденом Почетного легиона и Большим Крестом Почетного легиона (1991). В
молодые годы Леви-Стросс интересовался философией и социологией,
увлекался идеями Маркса. Диссертация Леви-Стросса о первичных системах
родства (Les structures élémentaires de la parenté, 1949)
посвящена взаимному обмену дарами в первобытных обществах. Очень важными
для Леви-Стросса были контакты с Якобсоном и усвоение идей структурной
лингвистики, в особенности фонологических принципов Пражского
лингвистического кружка. На базе этих лингвистических идей Леви-Стросс
строит основы структурной этнографии. В 1940-е годы входит в тесные
контакты с ведущими математиками своего времени (Вейль и др.).
Машинный эксперимент, проведенный в соответствии с этнологическими
идеями Леви-Строса, позволил рассчитать число комбинаторных вариантов
при переходе от простых систем родства к более сложным. Математический
подход дал возможность увидеть различие между «холодными» и «горячими»
культурами. По Леви-Строссу, «горячие» культуры, в отличие от «холодных»,
включают в свое развитие историю и поиск все более богатых
информационных возможностей. В послевоенный период Леви-Стросс
знакомится с идеями Проппа, с которыми впоследствии полемизировал,
и, возможно, также с работами Богатырева. В 1958 выходит его широко
известная книга Структурная антропология (Anthropologie sructurale, 1958), а в 1973 – Структурная антропология 2. В период с 1964 по 1971 Леви-Стросс создает четырехтомный труд о системах мифологии американских индейцев: знаменитая серия Мифологические исследования (Mythologiques): том 1, Сырое и вареное (Le cru et le cuit, 1964); том 2, От меда к праху (Du miel au cendres, 1966); том 3, Истоки застольных ритуалов (L'origine des manières de table, 1968); том 4, Человек обнаженный (L'homme nu,
1971). На огромном материале доказывается тезис об исконном культурном
единстве индейцев Америки, проводится реконструкция «основного мифа»
индейцев – о разорителе орлиного гнезда. Мифологическое мышление,
по Леви-Строссу, специфично для архаических обществ и противостоит
индивидуальному как бессознательное – сознательному. Миф для него –
инструмент первобытной логики, которая оперирует бинарными оппозициями
типа высокий / низкий, небо / земля, правый / левый, парный / непарный,
священный / профанный и т.д. Эти оппозиции могут комбинироваться в
пучки, а пары крайних полюсов заменяться парой менее далеких
противоположностей. Таким образом, миф для Леви-Строса – это прежде
всего способ реконструкции архаического мышления (Le totémisme aujourd'hui, 1962; La pensée sauvage, 1962). В
специальной работе Леви-Строс обосновывает сходство
американо-индейского искусства с искусством Юго-Восточной и Восточной
Азии; об этом же он пишет и в автобиографической книге Печальные тропики (Tristes tropiques, 1955). Работы
Леви-Стросса стали классическими. Известно его высказывание: либо 21 век
будет веком гуманитарных наук, либо его не будет вообще. Умер Леви-Стросс 1 ноября 2009 в Париже.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 2675 |