Коген Герман | Filosof - научно-познавательный сайт

«Всякий день есть ученик дня вчерашнего.»
Публий

Коген Герман
Коген ГерманГерман Коген (нем. Hermann Cohen) — немецко-еврейский философ-идеалист, глава Марбургской школы неокантианства.

Герман Коген родился 4 июля 1842 в городке Косвиг, входящем в район Виттенберг в федеральной земле Саксония-Анхальт в Германии. Окончил гимназию в Дессау и Еврейскую теологическую семинарию, основанную Франкелем в 1854 в столице Силезии Бреслау (Бреславле, Вроцлаве). Не окончив семинарии, записался на философский факультет университета Бреслау, продолжил обучение в университетах Берлина и Галле. В 1865 в Галле защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Учения философов об антиномии необходимости и случайности».

В 1871 написал работу «Кантовская теория опыта», которая привлекла внимание профессора философии в Марбурге Фридриха Альберта Ланге, и по его приглашению Коген переехал в Марбург.

В 1873 Коген защитил докторскую диссертацию на тему «Систематические понятия в докритических сочинениях Канта», стал приват-доцентом философского факультета Марбургского университета и посвятил себя изучению философского наследия Канта. В 1875 Коген был избран экстраординарным профессором, а в следующем 1876 — ординарным профессором, заняв кафедру, освободившуюся по смерти Ланге.

В 1878 Коген женился на Марте Левандовски, дочери композитора Луиса Левандовски.

До своего выхода на пенсию в 1912 преподавал в Марбурге, среди его учеников был поэт Борис Пастернак. В том же году переехал в Берлин, где до самой смерти, последовавшей 4 апреля 1918, читал лекции и вёл семинары в Высшей школе иудаики в Берлине. В 1914 приезжал в Россию, где в трёх городах (Варшаве, Петербурге и Москве) читал публичные лекции о значении еврейства.

В 1902 Герман Коген стал одним из основателей «Общества поддержки иудаики», отредактировал и опубликовал последний философский труд Ланге «Логические штудии» («Logische Studien»; Лейпциг, 1877) и его же «Историю материализма» (Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart, 1902). Наряду с философскими работами написал ряд работ в области иудаики, в том числе «Ознакомление с еврейским вопросом» («Ein Bekenntniss in der Judenfrage», 1880) и «Культурно-историческое значение Субботы» («Die kulturgeschichtliche Bedeutung des Sabbat», 1881). Посмертно были опубликованы книги «Религия разума по источникам иудаизма» («Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums», 1919), «Германство и еврейство» («Deutschtum und Judentum»), и «Этика Маймонида» («Die Ethik des Maimonides»).

Философия Германа

Последовательно провел и развил все три части философской системы Канта, используя и разрабатывая трансцендентальный метод.

Интерпретируя философию Канта, выдвинул идею, что мысль порождает не только форму, но и содержание познания; объекты же представляют собой мысленные конструкции.

Истолковывал кантовское понятие «вещь в себе» в духе последовательного идеализма как имманентную цель познания, а не как независимое от познания бытие. С этой точки зрения, ощущение является лишь индикатором проблемы, стоящей перед разумом. Моделью познания для него является математика, особенно исчисление бесконечно малых. Процесс познания бесконечен; вечно приближаясь к своему пределу («вещи в себе»), но никогда его не достигая.

По Когену, этика — логика воли. Он, как и Кант, считал, что существует примат этики над наукой. Центральное место в этической системе Когена занимает человеческое достоинство; был сторонник этического социализма, однако отвергал исторический материализм и атеистические тенденции в рабочем движении.
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010)
Просмотров: 1812