Ксенофан Колофонский (др.-греч. Ξενοφάνης ὁ Κολοφώνιος, лат. Xenophanēs Colophōnius) — древнегреческий странствующий поэт и философ. Родился в 580/577 до н. э. в Малой Азии. Покинул ионийский Колофон из-за персидского нашествия. Путешествуя по городам Греции, в старости побывал в Южной Италии и поселился в Элее. Считается основателем Элейской школы и учителем Парменида («первый среди элеатов цельный ум», Аристотель; в отличие от элеатов интересовался не онтологией, но преимущественно теологией и космологией). Отдавал предпочтение «мудрости», свободной прежде всего от чувственных образов. Умер в 485/490 до н. э. в Элее. Философия Ксенофана Свои взгляды излагал в стихотворной форме. Ксенофан – сатирик и
полемист, ниспровергатель всех авторитетов эллинской культуры. Основное
произведение – Силлы (Сатиры) в 5 книгах, направленное «против всех поэтов и философов» его времени, прежде всего против Гомера и Гесиода
и их антропоморфных богов. Мифологическому политеизму Ксенофан
противопоставляет концепцию единого бога, «наивеличайшего среди богов и
людей, не похожего на смертных ни телом, ни разумом»; «он весь целиком
видит, весь целиком мыслит, весь целиком слышит», правит миром «силой
ума» и вечно пребывает неподвижным. Поскольку бога Ксенофан считал
тождественным миру, его учение является вариантом пантеизма. По
Ксенофану, достоверным знанием обладает только бог; человеческое знание
не выходит за пределы субъективного «мнения» и имеет только
вероятностный характер. В сочетании с критикой всех философских систем
этот тезис делал Ксенофана в глазах античных скептиков предтечей
скептицизма. Как странствующий учитель «мудрости», а также по своим
просветительским установкам, этическому утилитаризму, гносеологическому
релятивизму и полемическим приемам Ксенофан напоминает софистов 5 в. | |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 4107 |