Ксенофонт | Filosof - научно-познавательный сайт

«Всякий день есть ученик дня вчерашнего.»
Публий

Ксенофонт
КсенофонтКсенофонт (греч. Ξενοφῶν) — древнегреческий писатель, историк, афинский полководец и политический деятель, главное сочинение которого — «Анабасис Кира» — высоко ценилось античными риторами и оказало огромное влияние на латинскую прозу.

Родился он в Афинах около 444 до н. э., в состоятельной семье, возможно принадлежавшей к сословию всадников. Его детские и юношеские годы протекали в обстановке Пелопоннесской войны что не помешало ему получить не только военное, но и широкое общее образование. С молодых лет сделался последователем Сократа. Умер около 356 до н. э.

Наиболее знамениты следующие литературные произведения Ксенофонта, ставшие классикой греческой прозы: Воспоминания о Сократе, Апология Сократа, Пир, Домострой, Воспитание Кира (политическая утопия – жизнеописание идеального монарха и устройство созданного им государства), Анабасис (описание похода Кира против Артаксеркса и отступление греческого наемнического отряда, в рядах которого был сам Ксенофонт), История Греции (замыслена как продолжение истории Фукидида, в ней описаны события с 411 года до 362, года битвы при Мантинее), Похвальное слово Агесилаю, Гиерон, или Жизнь тирана (философский диалог, персонажами которого выведены сицилийский тиран Гиерон и поэт Симонид Кеосский) и др.

Философия Ксенофонта

Философские идеи того времени, в том числе и учение Сократа, оказали на него лишь небольшое влияние. Это особенно ярко сказалось в его религиозных взглядах, для которых характерна вера в непосредственное вмешательство богов в людские дела, вера во всевозможные знамения, посредством которых боги сообщают смертным свою волю. Этические взгляды Ксенофонта не возвышаются над прописной моралью, а политические его симпатии всецело на стороне спартанского аристократического государственного устройства.

Цикл сократических сочинений был написан Ксенофонтом с целью реабилитировать Сократа в общественном мнении и доказать, что он был казнен несправедливо. Перед исследователями всегда стоял вопрос о достоверности изображения личности Сократа у Ксенофонта и Платона. Ксенофонт изобразил Сократа прежде всего как учителя морали, игнорируя отвлеченные философские рассуждения (главная отличительная черта двух версий образа Сократа). Сочинения Ксенофонта являются такими же литературными произведениями, а не историческими описаниями, как и диалоги Платона. Ксенофонт во многом опирался на литературную традицию «сократических диалогов», наибольшее значение для него имели диалоги Эсхина, Платона и особенно Антисфена. Последнего он делает персонажем своих произведений, использует повествование от первого лица (как было в диалогах Антисфена), а самое главное, следует созданному Антисфеном образу Сократа в своих Воспоминаниях, описывая Сократа обладателем трех характерных антисфеновских добродетелей – «воздержности», «выносливости» и «самодостаточности».

Как писателя, Ксенофонта очень ценили в древности. Цицерон говорил, что «его речь слаще меда, а голосом его говорят Музы», и до сих пор по его произведениям изучают классическую греческую прозу.
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010)
Просмотров: 6077