Луи Пьер Альтюссер (фр. Louis Pierre Althusser) — французский философ-марксист, один из теоретиков структуралистского марксизма, член Французской коммунистической партии(1948-1980), профессор Высшей нормальной школы (Париж). Ученик Гастона Башляра. Родился 16 октября 1918 года в Алжире. Автор исследований по истории философии, теории познания, диалектике и историческому материализму. Альтюссер разрабатывал проблемы диалектики как логики, прежде всего на основе анализа концептуально-философского строения «Капитала».
Альтюссер сосредоточивал внимание на теоретико-познавательных задачах,
возникающих в исследовании структуры целостных развивающихся систем.
Альютюссер подчёркивал радикальную новизну марксового метода мышления,
резко отличая его как от гегелевского метода (Альтюссер отвергает
формулу «переворачивания Гегеля с головы на ноги», как характеристику отношения Маркса и Гегеля), так и от гуманистически-антропологических интерпретаций марксизма. Взгляды Альтюссера обычно сближают с идеями структурализма.
Альтюссер и его сотрудники разрабатывали также теорию истории познания
(т. н. исторической эпистемологии) и теорию историко-философского
метода. Умер философ 23 октября 1990 года. Философия Луи Альтюссера Широкую известность Альтюссеру принесли работы, написанные в 60-х годах двадцатого века («За Маркса»,«Читать Капитал» (в соавт.) и др.). В этих работах он выражает обеспокоенность наличием во французском марксизме теоретической пустоты, отсутствием теоретической традиции, недооценкой роли теории вообще и философской теории в особенности. В рамках поставленных задач Альтюссер выступает против наметившегося крена французского марксизма в проблематику человека и гуманизма, считая, что это противоречит и сути марксизма, и творческой эволюции К. Маркса. Он отмечает, что на начальном этапе Маркс действительно опирался на «философию человека», которая служила ему теоретическим фундаментом. Однако с 1845 Маркс порывает с прежней концепцией и переходит на строго научные позиции, направляя все свое внимание на изучение структуры общества, способа производства, общественных отношений и т.д. Между «молодым» и «зрелым» Марксом произошел «эпистемологический разрыв», в результате которого было создано новое учение об обществе, исходя из которого Маркс критически оценивает гуманизм. Все это, как полагает Альтюссер, дает основание считать, что марксизм есть «теоретический антигуманизм». Как отмечал Альтюссер, «не с конкретными людьми имеет дело наука, а с людьми-функциями в определенной структуре, носителями рабочей силы, представителями капитала… В теории люди соединены формой, поддерживающей структурные отношения, индивидуальность предстает в форме особых эффектов структуры». Теоретический антигуманизм Маркса, по Альтюссеру, – основание как познания, так и практической трансформации мира: «нельзя что-то знать о людях, если только не испепелить философский миф о человеке. Любая философия, пытающаяся так или иначе реставрировать марксистскую антропологию или философский гуманизм, будет в теоретическом смысле собиранием пыли». В 1967 Альтюссер выступает с курсом лекций, критикующих так называемый «шардено-марксизм», соединяющий в себе космологизм Тейяра де Шардена, религию и некоторые марксистские принципы. В работах 1970-х гг. («Элементы самокритики» (1974), «Позиции» (1976) и др.) Альтюссер вносит коррективы в свою концепцию, признает, что допускал «теорицистский уклон» и увлечение структуралистской терминологией. Вместе с тем он продолжает развивать свое понимание философии и ее связей с политикой, разрабатывать проблемы структуры общества, соотношения науки и идеологии. Жизнь самого Альтюссера была омрачена шизофренией, которой он страдал многие годы. Несмотря на длительные курсы лечения, эта болезнь в конечном счете привела к преждевременному завершению его философской карьеры. В 1980, в состоянии шизофренического расстройства, он убил свою жену Элен Леготье и был помещен в психиатрическую клинику, где находился до 1988. Немногочисленные работы Альтюссера оказали сильное влияние на леворадикальные течения шестидесятых и, в частности, на маоистские группы французских интеллектуалов, вокруг которых начиналось формирование постструктурализма.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 3742 |