Гунсунь Лун (кит. 公孫龍), Гунсунь Лун-цзы, Цзы-бин — древнекитайский философ. Родился в середине IV века до н. э. в царстве Чжао (совр. провинция Шаньси). Из сочинений
Гунсунь Луна сохранилось несколько текстов в форме диалогов и серий
дефиниций, составляющих пять из шести глав носящего его имя трактата Гунсунь Лун-цзы. Кроме того, в Чжуан-цзы и Ле-цзы Гунсунь Луну приписывается ряд парадоксальных афоризмов.
Некоторые из них напоминают апории Зенона Элейского: «В стремительном
[полете] стрелы есть момент отсутствия и движения, и остановки»; «Если
от палки [длиной] в один чи ежедневно отнимать половину, это не
завершится и через 10000 поколений». Ху Ши вслед за Лу Шэном считал Гунсунь Луна моистом,
а Го Можо – сторонником даосизма. Однако древнейшие
источники и большинство современных специалистов видят в нем
представителя самостоятельной школы (позже названной мин цзя), внутри
которой его главным оппонентом, согласно Фэн Юланю, был Хой
Ши. Последний декларировал всеобщую относительность и изменчивость,
тогда как Гунсунь Лун подчеркивал абсолютность и постоянство мира. Объединял их метод аргументации, основанный на анализе языка. В его
разработке Гунсунь Лун продвинулся значительно дальше Хой Ши,
попытавшись построить «логико-семантичическую» теорию, синкретически
соединяющую логику и грамматику и призванную, «выправив имена (мин2) и реалии (ши2),
преобразить Поднебесную». Будучи пацифистом и сторонником
«всеобщей любви» (цзянь ай), Гунсунь Лун развивал эристический аспект
своей теории, рассчитывая путем доказательного убеждения предотвращать
военные конфликты. Умер в середине III вв. до н. э. Философия Гунсуня Мир, по Гунсунь Луну, состоит из отдельных «вещей» (у3), которым присущи независимые разнородные качества, воспринимаемые различными органами чувств и синтезируемые «духом» (шэнь1). То, что делает «вещь» таковой, есть ее существование в
качестве конкретной реалии, которая должна быть однозначно именована. Провозглашенный еще Конфуцием идеал
однозначного соответствия «имен» и «реалий» обусловил появление
знаменитого тезиса Гунсунь Луна: «Белая лошадь не есть лошадь» (бай ма
фэй ма), выражающего различие «имен» «белая лошадь» и «лошадь».
Согласно традиционной трактовке, идущей от Сюнь-цзы, это высказывание отрицает отношение принадлежности.
Современные исследователи чаще усматривают в нем: а) отрицание тождества (часть не равна целому) и соответственно проблему взаимоотношения единичного и общего; По-видимому, этот тезис Гунсунь Луна свидетельствует о
соотнесении «имен» не по степени общности понятий, а по количественным
параметрам денотатов. Гунсунь Лун рассматривал знаки так же
натуралистически, как и представляемые ими объекты, что отражает его
афоризм «У петуха три ноги», подразумевающий две физических ноги и слово
«нога». В общем виде проблему референции Гунсунь Лун решал с помощью наиболее оригинальной в его системе категории «чжи7»
(«палец», номинативное указание), интерпретируемой исследователями
крайне разнообразно: «универсалия», «атрибут», «признак», «определение»,
«местоимение», «знак», «значение». Гунсунь Лун раскрывал смысл «чжи7» в парадоксальных характеристиках: мир как все множество вещей подлежит чжи7,
поскольку любая вещь доступна номинативному указанию, но этого нельзя
сказать о мире как едином целом (Поднебесной); определяя вещи, чжи7
в то же время определяемы ими, ибо не существуют без них; само
номинативное указание не может быть номинативно указано и т.д.
Исследование трактата Гунсунь Луна с помощью современного логического
аппарата выявляет важнейшие особенности познавательной методологии
древнекитайской философии.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 1356 |