Марсилио Фичино, Marsilio Ficino (лат. Marsilius Ficinus) — итальянский философ, гуманист, астролог, основатель и глава флорентийской Платоновской академии. Родился 19 октября 1433 в Фильине-Вальдарно близ Флоренции. Изучал латинский и греческий языки, философию и медицину, по-видимому, во Флоренции, рано заинтересовался Платоном и его школой и благодаря покровительству Козимо Медичи и его преемников полностью посвятил себя научным занятиям. В 1462 Фичино стал признанным лидером платоновской Академии во Флоренции, одного из важнейших интеллектуальных центров эпохи Возрождения. Стал священником в 1473 и занимал несколько высоких церковных постов. Умер Фичино в Кареджи близ Флоренции 1 октября 1499. Сделанные
Фичино превосходные переводы на латинский язык Платона и Плотина,
первые полные собрания этих мыслителей в Западной Европе (закончены около
1470, опубликованы в 1484 и 1492), были в ходу вплоть до 18 века. Фичино
также перевел на латинский язык других неоплатоников (Ямвлиха, Прокла,
Порфирия и др.) и трактаты т.н. Герметического свода. Широко
использовались и его комментарии к сочинениям Платона и Плотина, а
комментарий к платоновскому диалогу Пир (1469, известен также под названием О любви, De amore)
был источником большинства рассуждений о любви у мыслителей, поэтов и
писателей Возрождения. Согласно Фичино, Платон рассматривал любовь как
духовное отношение между человеческими существами, основанное на их
изначальной внутренней любви к Богу. Главная философская работа Фичино –
Платоновская теология о бессмертии души (Theologiae platonicae de immortalitate animorum,
1469–1474, первое издание 1482) – изощренный метафизический трактат, в
котором учение Платона и неоплатоников приводится в согласие с
христианской теологией. Этот труд, наиболее систематическое произведение
итальянского платонизма за всю эпоху Возрождения, сводит Вселенную к
пяти фундаментальным принципам: Богу, небесному духу, расположенной в
центре разумной душе, качеству и телу. Главной темой труда является
бессмертие души. Задача человеческой жизни, по Фичино, заключается в
созерцании, завершающемся непосредственным видением Бога, но, поскольку
эта конечная цель редко достигается на Земле, должна быть постулирована
будущая жизнь души, в которой она достигает своего истинного
предназначения. Известен также трактат Книга о христианской религии (Liber de Christiana religione,
1474). Переписка Фичино – богатый источник биографической и
исторической информации, многие письма являются фактически небольшими
философскими трактатами. Среди других работ, посвященных теологии,
медицине и астрологии, можно отметить Три книги о жизни (De vita libri tres,
1489). Фичино был одним из ведущих мыслителей раннего Возрождения и
наиболее значительным представителем ренессансного платонизма. Философия Фичино По мысли Фичино, философия есть «озарение ума», а смысл философствования — в предуготовлении души и интеллекта к восприятию света божественного откровения. С этой точки зрения философия и религия совпадают, а их истоком оказываются священные мистерии древности. Легендарные пророки (Гермес Трисмегист, Орфей, Зороастр) оказались в свое время «просвещены» божественным светом. Впоследствии к этим же мыслям пришли Пифагор и Платон. Тексты и Герметического корпуса, и платоновской традиции, и христианской доктрины, по мысли Фичино, проистекают из единого Божественного Логоса. Метафизическая реальность представляет собой нисходящую последовательность пяти совершенств, к которым относятся: Бог, ангел (образуют интеллигебельный мир); душа (триединый «узел соединения»); качество (форма) и материя (конституирующая физический мир). Бог
рассматривается Фичино как бесконечное высшее существо, деятельность
которого порождает мир вещей в процессе постепенного творения (эманации). Человек
занимает особое место в мире в силу того, что его душа находится в
серединном положении между божественным и материальным. Именно душа
олицетворяет связь между телами в природе, помогая им подняться до
ангелов и даже высшего божественного существа. Благодаря наделенности души способностью к познанию, все ступени бытия могут вновь возвращаться в божественное единство. Человек — это микрокосмос, познающий макрокосмос, а способность к познанию представляет собой главное достоинство человека, сливающегося с Богом на высшей ступени познания.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (28.11.2010) | |
Просмотров: 2021 |