Мераб Константинович Мамардашвили — выдающийся философ ХХ века, доктор философских наук, профессор. Родился 15 сентября 1930 в Гори (Грузия),
в семье военнослужащего. Детство до начала войны провел в Винницкой
области, где проходил службу отец. После начала войны семья была
эвакуирована в Тбилиси. Мераб учился в 14-й средней школе города Тбилиси
и окончил ее с золотой медалью. Затем приехал в Москву и поступил на философский факультет Московского государственного университета, который окончил в 1954.
Стоит сказать, что несмотря на послевоенные трудности и очень сложную
политико-идеологическую атмосферу, в МГУ начинается настоящий подъем
философского образования, который был связан с именами профессоров
дореволюционной школы, таких как Асмус, Лосев, Ахманов, Попов, Дынник, Трахтенберг, Лурия, Рубинштейн.
В начале 50-х годов XX века в Москве проходит ряд острых дискуссий по
актуальным вопросам философии, совпавших и во многом спровоцированных
отходом от власти и смертью И. В. Сталина. В этом «питательном бульоне»
на философском факультете появляется ряд неформальных групп, в
дальнейшем сыгравших очень важную роль в восстановлении философской
мысли в СССР в целом и в России, прежде всего, т. н. «группы гносеологов» (Ильенков, Коровиков и др.) и Московского логического (позднее методологического) кружка (Зиновьев, Грушин, Мамардашвили, Щедровицкий и др.). М. Мамардашвили был одним из основателей Московского логического кружка. После окончания аспирантуры (1957) Мамардашвили работает вначале в редакции журнала «Вопросы философии»,
где публикуется его первая статья «Процессы анализа и синтеза», а в
1961 его командируют в Прагу в молодой журнал «Проблемы мира и
социализма»
(1961—1966); об этом периоде жизни он рассказывает в одном из своих
многочисленных интервью времен перестройки. Из-за несанкционированного властями продления поездки в Париж на многие годы становится невыездным и отзывается в Москву. Позже он работает в научных институтах Москвы, а также читает лекции на психологическом факультете МГУ, в Институте кинематографии, на Высших курсах сценаристов и режиссеров, в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР,
а также в других городах — в Риге, Вильнюсе, Ростове-на-Дону, по
приглашению или рекомендации своих друзей. Фактически эти лекции, или
беседы, как он называл их, — люди записывали обычно на магнитофон, —
магнитофонные записи лекций составляют основу его творческого наследия
(сравните с Владимиром Высоцким).
В 1970 в Тбилиси Мамардашвили защищает докторскую диссертацию, а
еще через два года ему присваивают звание профессора. В эти же годы по
приглашению главного редактора журнала «Вопросы философии» Фролова он занимает должность его заместителя (1968—1974).
В 1980 он переехал в Грузию,
где работал в Институте философии и читал лекции о Прусте и
феноменологии в Университете Тбилиси. Никаких должностей и почетных
званий в Советской Грузии
он не получил. Он числился научным сотрудником в Институте общей и
педагогической психологии, читал лекции и спецкурсы всегда по чьей-то
личной инициативе — в университете, в Союзе аспирантов Грузии, в
театральном институте. Друзья, встречи, беседы — все это в узком, почти
домашнем кругу. А ведь он уже был философом с мировым именем. Философствование Мамардашвили принято называть «сократическим»,
поскольку он, как и Сократ, практически не оставил после себя
письменного наследия. В то же время он читал очень много лекций (в том
числе о Декарте, Канте, Прусте, сознании
и др.) в различных университетах Советского Союза (Москва,
Ростов-на-Дону, Тбилиси, Рига, Вильнюс) и стран зарубежья (Франция,
Германия, США). При жизни его работы не могли быть опубликованы по
идеологическим соображениям, во многом поэтому и не писались. Однако,
сохранились магнитофонные записи его лекций, которые были опубликованы
после его смерти и распада СССР. Довольно непросто понять столь «живую» философию. Для её уяснения
требуется почти ювелирная реконструкция как жизни самого философа, так и
жизни его философии. Последняя предстаёт в последовательной посмертной
«расшифровке» его идей, которые представлены в аудиозаписях лекций, в
материалах интервью для журналов и телевидения, в докладах на
конференциях и круглых столах. Умер 25 ноября 1990 в Москве. В 2001 Мамардашвили поставили памятник в Тбилиси.
Официально портрет-памятник великому сыну Грузии был заказан
Правительством Грузии. Фактически это дар Грузии в память о друге от Эрнста Неизвестного.
Открытие памятника вызвало идеологически окрашенные уличные
столкновения. В 2010 при въезде в Гори также возводят мемориальную
стелу с скульптурным портретом Мамардашвили. Философия Мамардашвили Как философ Мамардашвили настаивает на том, что имеется «реальная
философия» и имеются философские системы. Реальная философия — это те
проблемы, которыми занимается философия, перечисленные в определениях
ниже. Философия — это:
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 3187 |