Микеле Федерико Шакка | Filosof - научно-познавательный сайт

«Всякий день есть ученик дня вчерашнего.»
Публий

Микеле Федерико Шакка
Шакка Микеле Федерико — итальянский философ, один из инициаторов Галларатского движения. Родился 12 июля 1908 в Джьярре. Учился в университетах Катании и Неаполя. В 1930—1935 преподавал в лицеях; в 1935—1938 — преподаватель античной философии в университете Неаполя, в 1938—1947 — в университете Павии. С 1947 до конца дней возглавлял кафедру теоретической философии в Генуе. Умер 26 февраля 1975 в Генуе.

В автобиографической книге «Клессидра» (La Clessidra, 1963) описал свой путь в философию со времени учебы в лицее, где испытал влияние идей Платона и Леопарди. Позже увлекался философией Дж. Джентиле, а также сочинениями Ницше. В Неаполе — ученик Алиотты, видного представителя итальянского релятивизма. Помимо Платона и Джентиле близкими себе по духу считал в первую очередь Августина и Розмини-Сербати (фактически заново им открытого), Блонделя и французскую «философию духа» Лавеля и Ле Сенна.

Философия Шакка

Важнейший из этапов его философской эволюции — переход от имманентистского вдеализма в духе Джентиле к трансцендентному идеализму (иначе говоря, к теизму) и создание собственной метафизической системы неоплатоновско-августинианского плана. В разработанной Шаккой «философии интегральности» человек представлен как средоточие различных форм бытия, среди которых ключевую роль играет бытие как идея. С одной стороны, идея как бы замещает непосредственное присутствие Бога в человеке, а с другой — выступает гарантом наличия в его уме вечных, незыблемых истин, т. e. истинности человеческого мышления в целом, включая моральные суждения. Понятие бытия как Идеи в качестве наиболее важного для человеческого сознания конститутивного принципа выходит к августиновской концепции «иллюминации» (божественного «озарения») твари Творцом, а также к онтологическому доказательству бытия Бога Ансельмом Кентерберийским. Шакка долгое время не признавал философии Фомы Аквинского, полагая, что она базируется на аристотелевской метафизике бытия как такового, а не на представлении о конкретном бытии мыслящей твари.

Работы позднего периода (60—70-е) посвящены преимущественно культурологической проблематике. Наряду с этим Шакка возвращается к проблемам метафизики; намечая точку сближения своей философии с учением Фомы Аквинского (связь томистского понятия партиципации с августиновской «иллюминацией»), главными вопросами для Шакки всегда оставались связь идеализма, философского теизма и христианства; ценность человека как духовного существа в противовес всевозможным формам житейского «позитивизма» и материализма; наконец, проблематичность возможности существования в современной Европе культуры, корни которой (хотя бы и бессознательно) не уходили бы в христианство.
Категория: Биографии | Добавил: Admin (28.11.2010)
Просмотров: 1165