Мишель Поль Фуко (фр. Michel Foucault) — французский философ, теоретик культуры и историк. Фуко родился в Пуатье 15 октября 1926 в семье врача. 1942—1943 —
Экзамены на степень бакалавра. Фуко добивается значительных успехов во
французском, греческом и латыни. Чуть хуже обстоят дела с историей и
естественными науками. Средний результат по философии. 1945 — Фуко второй раз готовится к поступлению в Высшую нормальную школу в Париже. 1945—1946 — Подготовка к вступительным экзаменам в Лицее Генриха IV. Здесь же Фуко знакомится с творчеством Ницше, Маркса и Фрейда. 1946—1951 — результаты экзаменов оказались на четвёртом месте по всей Франции.
После успешного поступления Фуко учится в Высшей нормальной школе. В
этот же период он начинает называть себя просто Мишель, опуская Поль,
имя отца. Совершает несколько попыток самоубийства. Начинает изучать
труды Гегеля, Хайдеггера и Сартра. Вступает по рекомендации Альтюссера во Французскую коммунистическую партию (ФКП), но собрания не посещает и не соглашается с позицией партии в отношении гомосексуализма, который к тому времени Фуко уже принял как главную часть своей жизни. 1951 — показав блестящие результаты, Фуко со второй попытки сдаёт выпускные экзамены. 1952—1955 — Фуко становится преподавателем Высшей нормальной школы, специализируясь на философии и психологии. Интерес к последней делает его частым посетителем госпиталя Святой Анны. 1953 — Фуко покидает коммунистическую партию. 1955—1958 — получает должность младшего преподавателя в университете города Уппсала в Швеции, где читает лекции по французской литературе. 1959 — директор Французского института в Гамбурге. 1960 — знакомство со студентом философского факультета Даниелем Дефером, который становится спутником Фуко до конца его жизни. 1962 — профессор философии в университете города Клермон-Ферран. 1964 — Фуко следует за Дефером, который предпочёл армии добровольческую работу, в Тунис. 1965 — Фуко принимает участие в разработке университетской реформы под руководством министра образования Кристиана Фуше и премьер-министра Жоржа Помпиду. Реформа будет принята в 1967 году. Путешествие с курсом лекций в Бразилию. 1966 — публикация книги «Слова и вещи». 1966—1968 — Фуко является внештатным профессором Тунисского университета. 1968 — Фуко не участвует в майских событиях,
о чём глубоко сожалеет. Он уезжает из Туниса, чтобы окончательно
поселиться во Франции. Фуко получает должность Председателя философского
факультета в сверх-современном экспериментальном университете Венсен. В этот период Мишеля Фуко начинает волновать его стареющая
внешность, поэтому он решает побрить голову. Складывается знакомый всем
образ философа: он начинает носить белый свитер с воротником-поло и
вельветовый костюм, «чтобы не надо было гладить». 1969 — получает должность заведующего кафедрой истории систем мышления в Коллеж де Франс. 23 января 1969 — лицей Сен-Луи организует показ фильма о событиях мая 1968, несмотря на запрет властей. После показа лицеисты присоединяются к митингующим во дворе Сорбонны.
Несколько сотен студентов из Венсенна и кое-кто из преподавателей
решают проявить солидарность и занимают свой факультет. Ночью уже две
тысячи человек вступают в стычку с полицией, которая применяет
слезоточивый газ. Мишель Фуко и Даниель Дефер задержаны одними из
последних. 1970 — первые лекции в Соединённых Штатах. 8 февраля 1971 — Фуко объявляет о создании «Группы информации о тюрьмах» (ГИТ). 1 мая 1971 —
Фуко и Жан-Мари Доменак задержаны у ворот парижской тюрьмы «Санте», где
они раздавали листовки, призывавшие уничтожить криминалистические
досье. 27 ноября 1971 — участие в демонстрации с «призывом к рабочим кварталам» на углу улиц Полонсо и Гут-Д’Ор в Париже.
Там же присутствует Сартр, поэтому демонстрация носит мирный характер
(полиции дана инструкция его не трогать). На этом выступлении создаётся
самая известная серия фотографий: Фуко и Сартр с микрофонами в руках. 1972 — Фуко преподаёт в Нью-Йоркском государственном университете в Буффало. Посещает Нью-Йоркскую тюрьму в Аттике, где незадолго до этого прошёл бунт заключённых. 16 декабря 1972 — полиция задерживает Фуко во время митинга, посвященного памяти рабочего-алжирца Мохаммеда-Диаба, убитого в комиссариате при сомнительных обстоятельствах. 1973 — статья для коллективного сборника «Crimini di pace» и попытка поддержать Франко Базалью, столкнувшегося с итальянским правосудием. 31 марта 1973 —
демонстрация в Белльвилле и Менилмонтане против «циркуляра Фонтане»,
который ограничивал права мигрантов на жительство и на работу. В первых
рядах — Мишель Фуко и Клод Мориак. 1975 — курс лекций по истории сексуальности в Калифорнийском университете в Беркли. 1976 — выходит в свет первый том «Истории сексуальности». 1978 — серия репортажей о событиях в Иране для «Corriere della sera». 1984 — выход второго тома «Истории сексуальности». 2 июня Фуко упал в обморок и был госпитализирован. Последние два года Фуко страдал частыми, ослабляющими его заболеваниями. 25 июня 1984 года он скончался от СПИДа. 1986 — создание Ассоциации «Центр Мишеля Фуко» для изучения и публикации творческого наследия философа. Философия Фуко Фуко впервые изложил свои идеи в книге История безумия в классическую эпоху (L'Histoire de la folie à l'age classique,
1961), где утверждал, что в «эпоху разума» (конец 17–18 вв.), когда
разум пытается определить себя, исключая любые элементы неразумия,
возникает совершенно новое понимание безумия. Безумных людей начинают
заключать в больницы. В конце этого периода изобретают дома умалишенных,
а также возникает новая врачебная профессия, в задачи которых входит
контроль над больными и жесткое обращение с ними. Общий урок:
человеческая мысль характеризуется радикальной дискретностью, понятия
внезапно возникают и так же внезапно исчезают. Фуко пытается дать
определение безумия, как оно понимается в данную эпоху, принимая во
внимание все, что говорилось о безумных, и все, что с ними делали.
Подразумевается, что эта концептуальная схема, принадлежавшая прошлому,
является предпосылкой нынешних представлений. Другой пример такой исторической трансформации понятий приводится в книге Рождение клиники (Naissance de la clinique,
1963), прослеживающей появление клинической медицины в период Великой
французской революции. Новые клиники – не просто изменение в медицинской
практике, но также изменение в мышлении врача. Теперь лечатся отдельные
органы больного, а не человек в целом. Медики переключают внимание на
совершенно иной класс объектов. Фуко также прослеживает связи этого
феномена с другими изменениями и утверждает, что философские движения
позитивизма и феноменологии являются необходимыми следствиями новых
способов «смотрения» и «видения». Ряд подходов объединяет Фуко со
структурализмом: 1) холизм, т.е. видение системы знания как связного целого, а не совокупности отдельных единиц; Все эти темы разрабатываются в его главном труде – Слова и вещи (Les Mots et les choses,
1966), исследовании гуманитарных наук и тех структур мышления, которые
им предшествовали. Публичный дискурс о труде, жизни и языке – экономика,
биология и филология – имеет свое особое происхождение, это мутация
классического (картезианского) анализа богатства, естественной истории и
общей грамматики. «Человек», существо, являющееся одновременно и
объектом изучения и его субъектом, есть побочный продукт нового дискурса
о жизни, труде и языке. Фуко утверждает, что гуманитарные науки должны
иметь другой предмет, и книга завершается драматическим, но не вполне
ясным рассуждением, по которому выходит, что псевдопредмет «человек»
скоро исчезнет и будет заменен анонимным и автонимным дискурсом, в
котором полярное противопоставление субъективного и объективного,
присущее понятию «человек», будет преодолено. К главному труду примыкает
попытка описать новую методологию, предпринятая в книге Археология знания (L'Archéologie du savoir, 1969). Исследование тюрьмы, Надзирать и наказывать (Surveillir et punir,
1975), во многом сходно с предыдущими работами Фуко, однако содержит,
кроме того, описание новых установлений во властной структуре общества.
Его история сексуальности (1-й том – Воля знать, La Volonté de savoir, 1976; 2-й том – Употребление удовольствий, L'Usage des plaisirs, 1984; 3-й том – Забота о себе, Le Souci de soi,
1984) начинается с типично иконоборческого наблюдения, что
викторианская эпоха была одержима сексом. Но допускались лишь
определенные формы соответствующего дискурса. Фуко полагает, что это
способ контроля общества над самим собой, осуществляемый не с помощью
явных мер, но через более глубокие структурные принципы, определяющие,
какие слова можно говорить, а какие нельзя.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (28.11.2010) | |
Просмотров: 4142 |