Аллама Мухаммад Икбал — поэт, философ и общественный деятель Британской Индии, мыслитель, считающийся духовным отцом Пакистана, провозвестником создания этой страны. Родился 8 ноября 1877 в Силкоте (Пенджаб) в семье набожного мусульманина, принадлежавшего к роду кашмирских брахманов, принявших в 17 веке ислам. Отец Икбала занимался портняжным ремеслом и продажей своей продукции. В 1895 Икбал окончил в Силкоте школу и колледж Шотландской миссии и отправился для получения высшего образования в столицу Пенджаба Лахор. Здесь окончил Правительственный колледж, получил степень магистра искусств и стал преподавателем английского языка. В 1905 отправился в Англию и поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета, где получил философское образование и подготовил диссертацию Развитие метафизики в Персии. Защитив диссертацию в Германии, стал первым пенджабским мусульманином, получившим докторскую степень в Европе. В 1908 возвратился в Лахор. В 1915 опубликовал первую поэму на персидском языке Таинства личности, а в 1932 написал труд Реконструкция религиозной мысли в исламе, до сих пор привлекающую внимание исследователей. В эти годы Икбал занимался также адвокатской практикой, читал лекции в индийских университетах, выступал на конференциях, радио, путешествовал. Умер Икбал в Лахоре 21 апреля 1938. Философия Икбала Икбала-поэта
волновали тайны бытия, красота природы, любовь. Человек в его стихах
предстает космическим странником, пытающимся пробить «стеклянный колпак
небосвода», чтобы приблизиться к Богу. Одновременно человек совершает
путешествие и внутрь себя, обретая, постигая свою сущность, свои
божественные качества, способность быть свободным творцом, «наделенной
сердцем горстью праха, которой завидуют Луна и звезды». «Сущность
природы, – считал он, – состоит в воле, а не в интеллекте». Тема
творчества, вызова силам мироздания, возникшая не без влияния популярных
в те годы идей Ницше, пронизывает поэзию Икбала. В поэме Таинства личности
мировоззренческая позиция Икбала выражена девизом «Сильная воля в
сильном теле», т.е. в организме социума. Человек должен понять, что «мир
– это не только то, что можно ощутить и познать, но и то, что можно
сотворить и переделать». Большая часть его стихов имеет социальное
содержание. Но если ранние из них составляют «жалобы», «плачи» (Плач, Плач сироты, Плач единоверцев), то поздние наполнены пафосом протеста, революционной романтики. В поэме Ленин
(1935) ее герой обвиняет Бога в несправедливости, царящей в созданном
им мире, и принявший упреки Бог повелевает ангелам пробудить народ,
чтобы он «потряс основы дворцов». Помыслы поэта, ощущающего в себе
пророка, устремлены в будущее: «Мне нет нужды быть услышанным сегодня, я
– голос поэта завтрашнего дня». Любовь имеет у Икбала смысл прежде
всего деятельной силы. Она помогает человеку победить время, руководит
его поступками, является путеводной звездой, которая может привести к
цели «усталый караван Востока». Принимая некоторые ценности Запада
– идеи Реформации, требования научного и технического развития, Икбал
негативно относился к современной ему западной культуре, «бездуховность»
которой лишила ее нравственных ориентиров. Поэтому в лирическом
сборнике Послание Востока (1923), в диалоге двух цивилизаций,
преимущество отдается Востоку. Как мусульманин, живший в Индии, Икбал
переживал за терпевших притеснения единоверцев. Патриот Индии, не
находивший в политике власти действий, помогавших преодолеть
индусско-мусульманскую рознь, он стал выступать за независимость
мусульманской общины, выдвигать концепцию «мусульманской нации». Но этот
нареченный «поэтом и философом Пакистана» мыслитель предостерегал
против того, чтобы полностью полагаться на силу национального единства.
«Только одно единство надежно, – писал он, – это человеческое братство,
стоящее выше расовых или языковых различий».
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 2413 |