Аврам Ноам Хомский (часто транскрибируется как Хомски или Чомски, англ. Avram Noam Chomsky) — американский лингвист, политический публицист и теоретик. Родился в Филадельфии 7 декабря 1928. Его отец, Уильям Хомский, эмигрировал из России в 1913 и к моменту рождения сына был уже авторитетным ученым-гебраистом; впоследствии автор ряда известных монографий по изучению, преподаванию и истории иврита. С 1945 Хомский изучал в Пенсильванском университете лингвистику, математику и философию, находясь при этом под сильным влиянием (не только научным, но и политическим) своего учителя Зелига Хэрриса; как и Хэррис, Хомский считал и считает свои политические взгляды близкими к анархизму. Первая крупная научная работа Хомского, магистерская диссертация Морфонология современного иврита
(1951), осталась неопубликованной. Докторскую степень Хомский получил в
Пенсильванском университете в 1955, однако большая часть исследований,
положенных в основу диссертации (полностью опубликованной только в 1975
под названием Логическая структура лингвистической теории) и его первой монографии Синтаксические структуры (Syntactic Structures,
1957), была выполнена в Гарвардском университете в
1951–1955. В том же 1955 ученый перешел в Массачусетский технологический
институт, профессором которого он стал в 1962. Неоднократно читал
лекции в крупнейших университетах США и других стран. Член Национальной
академии наук США, Академии гуманитарных и точных наук, других научных
ассоциаций, почетный доктор Чикагского, Пенсильванского и ряда других
университетов, лауреат многих престижных научных премий. Философия Хомского Хомский – создатель системы грамматического описания, известной как генеративная (порождающая) грамматика; соответствующее течение лингвистической мысли часто называется генеративизмом. Основы его были сформулированы Хомским в середине 1950-х годов; в настоящее время генеративизм прошел уже более чем сорокалетний путь развития, успев приобрести всемирную популярность, в значительной мере утратить эту популярность на рубеже 1960-х и 1970-х годов под влиянием критики со стороны представителей «порождающей семантики» и восстановить свои позиции в 1980-х и 1990-х годах. За время своего существования генеративизм прошел несколько этапов. Наиболее крупные из них следующие. 1. Стандартная теория, подэтапами развития которой являются: Модель
«Синтактических структур», называемая так по имени первой монографии
Хомского, в которой было реализовано представление о языке как механизме
порождения бесконечного множества предложений с помощью конечного
набора грамматических средств, для чего он предложил понятия глубинной
(скрытой от непосредственного восприятия и порождаемой системой
рекурсивных, т.е. могущих применяться многократно, правил) и
поверхностной (непосредственно воспринимаемой) грамматических структур, а
также трансформаций, описывающих переход от глубинных структур к
поверхностным. Считается, что одной глубинной структуре могут
соответствовать более одной поверхностных структур (например, пассивная
конструкция Указ подписывается президентом выводится с помощью трансформации пассивизации из той же глубинной структуры, что и активная конструкция Президент подписывает указ) и наоборот (так, неоднозначность Посещение родственников может быть утомительным
описывается как результат совпадения поверхностных структур, восходящих
к двум различным глубинным, в одной из которых родственники являются
тем, кто посещает кого-то, а в другой – теми, кого кто-то посещает). Модель «Аспектов», или стандартная теория, изложенная в книге Хомского Аспекты теории синтаксиса (Aspects of the Theory of Syntax,
1965) и представляющая собой прежде всего попытку
введения в формальную модель семантического компонента – так называемых
правил семантической интерпретации, приписывающих значение глубинным
структурам. В «Аспектах» было введено противопоставление языковой
компетенции (системы процессов порождения языковых высказываний) и
употребления языка (performance), принята так называемая гипотеза Катца –
Постала о сохранении смысла при трансформации, в связи с чем исключено
понятие факультативной трансформации, а также введен аппарат
синтаксических признаков, описывающих лексическую сочетаемость. Расширенная
стандартная теория, или «лексикализм», в которую был введен лексический
компонент и многочисленные правила семантической интерпретации.
Основные положения теории были изложены Хомским в статье Заметки о номинализации (Remarks on Nominalization, 1970). 2. Теория управления и связывания, формировавшаяся в течение 1970-х годов и в суммарном виде представленная в книге Хомского Лекции об управлении и связывании (Lectures on Government and Binding,
1981); по первым буквам английских слов она часто называется
GB-теорией. Основным изменением при переходе к этой теории стал отказ от
специфических правил, описывающих синтаксические структуры конкретных
языков, и замена их некоторыми универсальными ограничениями. Все
трансформации были заменены одной универсальной трансформацией
перемещения. В рамках GB-теории были выделены частные модули
(Х-штрих-теория, теория ограничивания, теория связывания, теория
управления, теория падежа, Тета-теория), каждый из которых отвечает за
свою часть грамматики, действует в соответствии со своими принципами и
имеет ряд настраиваемых параметров, определяющих конкретно-языковую
специфику. Поскольку понятия принципов и параметров сохранились и на
следующем этапе развития генеративизма, иногда говорят о теории
принципов и параметров как особой стадии, охватывающей второй и третий
этапы генеративизма. 3. Минималистская программа, основные
положения которой были изложены Хомским в нескольких статьях, собранных
впоследствии в одноименной книге (The Minimalist Program, 1995).
Эта программа (не модель и не теория) предполагает минимизацию языковых
представлений и описание их взаимодействия с другими когнитивными
системами, постулируя в языковом аппарате человека две главных
подсистемы: лексикон и вычислительную систему, а также два интерфейса –
фонетический и логический. Аппарат и многие теоретические
постулаты генеративизма за четыре десятилетия изменились почти до
неузнаваемости; достаточно указать на то, что теория, в 1960-е годы
называвшаяся чаще всего трансформационной и формулировавшаяся как
система правил, в настоящее время ни понятия трансформации, ни даже
понятия правила не использует. Из новейшей версии генеративизма были
исключены и понятия глубинной и поверхностной структур, когда-то
занимавшие центральное место в порождающей теории. Принято считать, что
неизменными в генеративизме остались лишь постулаты о врожденности
языковой способности человека, о единстве базовых принципов устройства
различных языков, различающихся лишь установкой некоторых частных
параметров, и об автономности грамматики. Это верно, но, во-первых, эти
постулаты, в особенности первые два, отнюдь не являются отличительными
чертами генеративизма; они, порой неявно, принимались во многих
лингвистических теориях и раньше, а главное – есть основания полагать,
что эти постулаты могут быть выведены из некоторых более общих
соображений. Реальным инвариантным ядром генеративизма Хомского
является прежде всего так называемый методологический монизм, т.е.
требование, в соответствии с которым объяснение во всех науках должно
быть построено одинаково – по образцу естественных наук и прежде всего
физики как их эталона. В качестве же законов природы выступают
грамматические правила и принципы – автономный и невыводимый синтаксис
(в широком понимании), задающий формальные структуры, которые, также по
некоторым правилам, переводятся в звуковую форму и которым по
определенным правилам приписывается значение. Из методологического
монизма вытекают и автономность синтаксиса (его ничем не надо
объяснять), и постулат о врожденной языковой способности (она дана
человеку в готовом виде так же, как ему даны законы природы), а из
тезиса о врожденности естественным образом выводится тезис о глубинном
единстве всех языков. Генеративная теория Хомского, несомненно,
представляет собой выдающееся интеллектуальное достижение. На первом (до
своего кризиса рубежа 1960–1970-х годов) этапе она оказала огромное
влияние на развитие формальных грамматик и вычислительной лингвистики,
предоставив исследователям экономный и более мощный по сравнению с
грамматиками непосредственных составляющих аппарат описания формальных
языковых структур. Синтаксические структуры Хомского считается
одним из трудов, заложивших основы современной когнитивной науки. В
теоретическом плане генеративная теория ознаменовала собой радикальный
разрыв с бихевиоризмом (Хомского, после его знаменитой полемики начала
1960-х годов с психологом-бихевиористом Б.Скиннером, признали
«могильщиком бихевиоризма»). Хомский, говоря в эти годы об
интеллектуальных корнях своих идей, всячески дистанцировался от
дескриптивистского этапа в развитии лингвистики и апеллировал к далеким
предшественникам – В. фон Гумбольдту, французским грамматистам Пор-Рояля
и особенно Декарту. Хомский уже около двух десятилетий является
самым знаменитым лингвистом мира; ему и его теории посвящено множество
статей, ряд монографий и даже полнометражный документальный фильм, а
развитие науки о языке в последней трети 20 в. многими авторами
описывается как «хомскианская революция». Следует заметить, что Хомский одним из первых объявил лингвистику
частью когнитивной психологии – однако на практике как раз максимально
автономизировал изучение языка, введя для этого представление о
модульности человеческих когнитивных способностей и относительной
независимости «модулей». Попытка соотнести языковую способность с
другими когнитивными способностями человека появилась лишь в
минималистской программе, а также в работах Джэкендоффа,
небезуспешно пытающегося на практике выстроить «мост» между
генеративизмом и когнитивной лингвистикой. Хомский пользуется в
США широчайшей известностью как общественный деятель – критик внешней и
внутренней политики США и мировой политики в целом, а также
манипулятивной практики средств массовой информации. В годы Вьетнамской
войны за участие в массовой манифестации Хомский был арестован (сидел в
одной камере с Н.Мейлером). Социально-критические публикации Хомского
столь же многочисленны, как и его лингвистические работы; среди них – Американская мощь и новые мандарины (American Power and the New Mandarins, 1969), Права человека и американская внешняя политика (Human Rights and American Foreign Policy, 1978), Политэкономия прав человека, в 2-х томах (с Э.Херманом, The Political Economy of Human Rights, 1979), Пираты и императоры: международный терроризм в реальном мире (Pirates and Emperors: International Terrorism in the Real World, 1986), Язык и политика (Language and Politics, 1989), Необходимые иллюзии: контроль над мыслью в демократических обществах (Necessary Illusions: Thought Control in a Democratic Society, 1989), Сдерживающая демократия (Deterring Democracy, 1992), Год 501: Конкиста продолжается (Year 501: The Conquest Continues, 1993), Новый военный гуманизм: уроки Косово (The New Military Humanism: Lessons From Kosovo, 1999) и др. В последние годы Хомского часто называют в числе духовных лидеров антиглобализма.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (28.11.2010) | |
Просмотров: 3653 |