Новалис (псевдоним, настоящее имя — Фридрих фон Гарденберг нем. Georg Friedrich Philipp Freiherr von Hardenberg) — немецкий писатель, поэт, мистик. Один из представителей немецкого романтизма. Родился 2 мая 1772 года
в Саксонии в семье солезаводчика. В 10 лет был
послан в религиозную школу, но не смог там учиться из-за суровой
дисциплины. Он переезжает с отцом в Вайсенфельс, где поступает в гимназию Айслебен. В 1790—1791 слушает лекции по праву в Йенском университете. С 1791 по 1793 года изучал юридическое дело в Лейпциге и Виттенберге, в 1797—1798 годах учился в горной академии Фрайберга.
Благодаря своим поездкам по различных учебным заведениям, он был знаком
со многими выдающимися людьми своего времени — братьями Шлегелями, Людвигом Тиком,
Шиллером. В 1795 году Новалис был помолвлен с Софи Кюн, которую очень
любил. Она рано умерла, но её образ нашёл воплощение во всех героинях
Новалиса. С ней связано представление автора о возвышенной любви и
идеальной возлюбленной. После окончания университете в 1797 году, Новалис начал изучать теологию, стремясь к познанию мира. В одной из своих статей — «Христианство или Европа» (она была опубликована посмертно) — он высказывает мнение, что Германия
способна двигаться вперед только с помощью средневековой католической
церкви и рекомендовал бросить все силы на возрождение её. Но будучи
действительно образованным и думающим человеком, Новалис понимает, что
забрасывать науку и коммерческие отношения нельзя — без этого Германия
никогда не выйдет из состояния задворок Европы. И тогда он предлагает
компромисс между церковью, торговлей и наукой. Роль организатора
общественного прогресса в размышлениях Новалиса была отведена
католической вере. Новалис не успел воплотить в жизнь хоть что-то из своих предложений. Он умер в возрасте 29 лет(25 марта 1801 года) от туберкулёза. Философия Новалиса Философия
Новалиса, отраженная в «Фрагментах», может быть названа «магическим
идеализмом». Фихте, как мы увидим, реализму противопоставит
метафизико-гносеологический идеализм. Реалист объектом знания делает
«prius» («то, что прежде»), выводя из него субъект. Для идеалиста
«prius» — это Я, субъект, из него выводится объект. Так и Новалис, вслед
за Фихте, магический реализм древних оккультистов трансформирует в
магический идеализм, с которым связывает бессознательную активность Я,
производящего не-Я. Все происходит из духа, а потому он доминирует в
качестве абсолютного властвующего начала. «Я равно неЯ — высший тезис
любой науки».
В романе «Ученики в Саисе» мы читаем: «Рискнул некто приподнять покров
на богине Саисской, и что же узрел он? Увидел — диво дивное — себя
самого». И в природе, и в Божестве, и в Я — одна и та же сила:
тождественный дух. «Мир — результат взаимодействия Я и Божественного.
Все, что есть, рождается от контакта духов», — говорится во
«Фрагментах». Мы соотносимся с частями универсума, с тем, что было и что
будет. Важно лишь направление и настойчивость нашего внимания,
предпочтение того, что для нас важнее. Философия — это магия, но она еще
и искусство. Поэзия улавливает абсолютное, более того: «Поэзия реальна,
а реальное поистине абсолютно — вот суть моей философии», — заключает
Новалис.
Понятны теперь и крайности его позиции: «Все сказка, все сон», — либо
должно стать сном. Великий маг, вероятно, тот, кто умеет очаровываться
самим собой так, что и собственные фокусы кажутся ему внешними
автономными феноменами. «Только по причине слабости наших органов чувств
и самоконтакта мы не можем ощутить себя в мире волшебства. Все сказки —
наши сны об отчем доме, который везде и нигде. Высшие потенции, подобно
генам, дремлющим внутри нас, однажды разбудят нашу волю...»
Эту концепцию проясняет незаконченный роман «Генрих фон Офтердинген»,
где сон перемешан с реальностью, как проза с поэзией, и где герой на
своем опыте приходит к магическому субстрату реальности В ней сказка,
сон и поэзия — сама истина, некий «голубой цветок», манящий и никогда не
достижимый в реальности. Впрочем, от магического идеализма он обратился
к христианству, радикально пересмотрев значение католического
средневековья (в эссе «.Христианство или Европа»), счастливое единство
которого было разрушено Лютером, предтечей оскопленного просвещенческого
интеллектуализма Шеллинг позже разовьет эту идею.
Близким к христианству виделся Новалису и греческий дух, дух
безмятежности и гармонии Но только христианству удалось исполнить эту
гармонию, осмыслив смерть В одном из «Гимнов к ночи» он говорит словами
рапсода, пришедшего из Греции «С далекого брега, рожденный под
благостным небом Эллады, пришел певец в Палестину отдать свое сердце
юноше чудотворящему» Сама «ночь» символизирует, в пику «свету»
просветителей, Абсолют (вспомним теневые образы мистической философии)
Но и крест — «несгораемый триумфальный стяг рода человеческого» — символ
победы над смертью Лишь он, по мнению Новалиса, может поддержать нас в
страдании и мучительной борьбе с жизненными невзгодами.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 2560 |