Парменид из Элеи | Filosof - научно-познавательный сайт

«Всякий день есть ученик дня вчерашнего.»
Публий

Парменид из Элеи
ПарменидПарменид из Элеи (греч. Παρμενίδης) — древнегреческий философ и политический деятель.

Родился около 540/520 до н. э. Умер около 450 до н. э. Автор философской поэмы О природе, сохранившейся фрагментарно, в которой он впервые в истории европейской философии сделал предметом рефлексии понятие «бытия». Поэма состоит из трех частей. В первой части, вступлении, описано восхождение автора на колеснице ко «вратам дня и ночи», где богиня Правды Дике возвещает ему «путь истины и мнения смертных», составляющие соответственно вторую и третью части поэмы. Таким образом, содержание поэмы представляет собой речь богини, которую юный автор, посвященный в истинное знание, лишь пересказывает, но не «сочиняет» от себя.

Путь истины выражается в том, что бытие (реальность в целом) не может не быть, т.к. небытия нет. То, чего нет, нельзя помыслить. Отсюда следует, что мы всегда имеем дело с какой-либо реальностью, т.к. то, чего нет, не может стать даже и предметом нашей мысли. Парменид делает логические выводы из тезиса о том, что небытия нет. Тогда в мире нет места, где не было бы реальности (бытия). Реальность вечна (она не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто), едина, однородна, неделима (т.к. нет небытия которое могло бы ее разделить), неподвижна. Вместе с тем бытие есть нечто завершенное, по Пармениду, оно может быть уподоблено шару.

В третьей части поэмы Парменид переходит к критическому описанию «мнений» – того, каким мир кажется человеку. Люди признают равноправные противоположные начала Свет и Ночь (тьму). Наряду с бытием, словом ошибочно придают небытию видимость реальности. (Тьма нереальна сама по себе и есть лишь отсутствие света). Парменид явился основателем рационализма, он первым стал принципиально различать подлинную реальность, постигаемую только мыслью («мыслить и быть – одно и то же»), – и видимость, данную в чувственных впечатлениях. Учение Парменида оказало большое влияние на развитие последующей античной философии (прежде всего, на Платона).

Философия Парменида

Небытия нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет».
  1. Бытие одно, и не может быть 2 и более бытий.
    Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга — небытием, его нет.
  2. Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей.
    Если имеет части, значит части отграничены друг от друга Небытием. Его — нет.
  3. Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире.
    В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого.
  4. Так как не существует движения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения.
    Так при возникновении (уничтожении) должно быть Небытие, но Небытия нет.
  5. Если нет движения, возникновения, уничтожения, то и времени не существует.
    Так как Время должно быть отнесено к какому-то процессу.
  6. Бытие лежит (покоится), оно пребывает в вечности, а не во времени.
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010)
Просмотров: 2782