Пауль Йоханнес Тиллих (нем. Paul Johannes Tillich) — немецко-американский протестантский теолог и философ, представитель диалектической теологии. Родился 20 августа 1886 в Штарцедделе (Германия) в семье лютеранского пастора. Учился в университетах Берлина, Тюбингена, Галле и Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), в 1912 стал пастором евангелической лютеранской церкви Бранденбурга. Во время Первой мировой войны Тиллих служил в армии капелланом. После войны преподавал в университетах Берлина (1919–1924) и Марбурга (1925), в Высшем техническом училище Дрездена (1925–1929) и Франкфуртском университете (1929–1933). Из-за своих политических взглядов был уволен из Франкфуртского университета сразу же после возвышения Гитлера. С 1933 по 1955 был профессором систематической теологии и философии религии в Объединенной теологической семинарии в Нью-Йорке. Позднее преподавал в Гарвардском университете (1955–1962). Умер Тиллих в Чикаго 22 октября 1965. К главным работам Тиллиха относятся: Протестантская эра (The Protestant Era, 1948), Систематическая теология (Systematic Theology, v. 1–3, 1951–1963), Мужество быть (The Courage To Be, 1952), Новое бытие (The New Being, 1955), Вечное сейчас (The Eternal Now, 1963). Философия Тиллиха Божественный порядок
Вселенной, считал Тиллих, настолько абсолютен и безусловен, что мы
никогда не сможем постичь его, исходя из наших собственных возможностей.
Вместе с тем вера, которую Тиллих определял как «предельную
захваченность тем, что нас касается безусловно», не только естественна
для человека, но вообще является основой человеческого существования.
Тиллих считает знаменательным, что современный человек охвачен тревогой,
связанной прежде всего с виной, смертью и неосмысленностью
существования. Бог дарует человеку «новое бытие», благодаря которому
человек может смотреть смерти в лицо и не бояться конца. Как чадо Бога
он участвует в осмысленном порядке, который Бог придал своему творению.
Этот порядок может только ощущаться, а выражаться – лишь посредством
символов. Там, где религия – в ее вероучительных или моральных кодах, в
литургических или институциональных формах выражения – претендует на
тождество с абсолютной истиной, она становится препятствием для
само-откровения Бога и камнем преткновения для современного человека,
ищущего основополагающую веру, которая предложила бы необходимое для
него «мужество быть». | |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 1359 |