Павел Александрович Флоренский — русский православный священник, богослов, учёный, поэт. Родился Флоренский 9 (21) января 1882 года в Евлахе Елисаветпольской губернии. Отец Александр Иванович Флоренский — русский; мать — Ольга (Саломия) Павловна Сапарова (Сапарашвили-Сапарьян), родом из города Сигнахи. В 1899 году окончил 2-ю Тифлисскую гимназию Учился на физико-математическом факультете Московского университета (с 1900 года). Уже в студенческие годы выдвинул ряд новаторских математических идей. В 1904 году Флоренский поступил в Московскую духовную академию. После окончания академии и защиты магистерской диссертации был оставлен преподавателем. В 1911 году Флоренский был рукоположен в сан священника. С 1914 года он — профессор академии по кафедре истории философии. С 1912 года и вплоть до Февральской революции был редактором академического журнала «Богословский вестник». В 1920-е годы деятельность Флоренского была связана с различными областями культурной, научной и хозяйственной жизни: участие в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, в организации Государственного исторического музея, научно-исследовательская работа в государственных научных учреждениях (им был сделан ряд серьезных научных открытий), преподавание во ВХУТЕМАСе (профессор с 1921 года), редактирование «Технической энциклопедии» и многое другое. В 1933 году он был арестован и осужден. С 1934 года находился в лагере на Соловках, где был расстрелян 8 декабря 1937 года. Философия Флоренского Конкретную метафизику Флоренского в целом можно отнести к философии
всеединства с характерной для этого направления ориентацией на традицию
платонизма. Флоренский был знатоком философии Платона. А.Ф. Лосев
отмечал исключительную «глубину» и «тонкость» его концепции платонизма.
В.В. Зеньковский в своей "Истории русской философии" подчеркивает, что
«Флоренский развивает свои взгляды в пределах религиозного сознания».
Эта характеристика вполне отвечает позиции самого Флоренского,
заявлявшего: «Довольно философствовали над религией и о религии, — надо
философствовать в религии — окунувшись в ее среду». Флоренский
критиковал философский и богословский рационализм, настаивая на
принципиальном антиномизме как разума, так и бытия. Наш разум
«раздроблен и расколот», «надтреснут» и тварный мир в его
бытийственности, и все это следствие грехопадения. Однако жажда
«всецелостной и вековечной Истины» остается в природе даже «падшего»
человека и уже сама по себе является знаком, символом возможного
возрождения и преображения. «Я не знаю, — писал мыслитель в своем
основном сочинении "Столп и утверждение истины", — есть ли Истина… Но я
всем нутром ощущаю, что не могу без нее. И я знаю, что если она есть, то
она — все для меня: и разум, и добро, и сила, и жизнь, и счастье».
Критикуя субъективистский тип мировосприятия, доминирующий, по его
убеждению, в Европе с эпохи Возрождения за отвлеченный логицизм,
индивидуализм, иллюзионизм и пр., Павел Флоренский в этой своей критике
менее всего был склонен отрицать значение разума. Напротив,
возрожденческому субъективизму он противопоставлял средневековый тип
миросозерцания как «объективный» путь познания, отличающийся
органичностью, соборностью, реализмом, конкретностью и др. чертами,
предполагающими активную (волевую) роль разума. Разум «причастен бытию» и
способен, опираясь на опыт «приобщения» к Истине в «подвиге веры»,
пройти путь метафизически-символического понимания сокровенных глубин
бытия. «Поврежденность» мира и несовершенство человека не равносильны их
богооставленности. Нет никакой онтологической бездны, разделяющей
Творца и творение. Флоренский с особой силой подчеркивал эту связь в
своей софиологической концепции, видя в образе Софии Премудрости Божией
прежде всего символическое раскрытие единства небесного и земного: в
Церкви, в личности Девы Марии, в нетленной красоте тварного мира, в
«идеальном» в человеческой природе и др. Истинная же бытийственность как
«тварное естество, воспринятое Божественным Словом» раскрывается в
живом человеческом языке, который всегда символичен, выражает «энергию»
бытия. Метафизика Флоренского в существенной мере и была творческим
опытом преодоления инструментально-рационалистического отношения к языку
и обращением к слову-имени, слову-символу, в котором только и может
раскрыться уму и сердцу человека смысл его собственной жизни и жизни
мира. | |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (28.11.2010) | |
Просмотров: 1397 |