Пётр Яковлевич Чаадаев — русский философ (по собственной оценке — «христианский философ») и публицист,
объявленный правительством за свои сочинения, в которых резко
критиковал действительность русской жизни, сумасшедшим и запрещённым к
публикации в императорской России. Родился Чаадаев 27 мая(7 июня) 1794 года в дворянской семье (мать - дочь историка князя М. М. Щербатова). Дедом Чаадаева по линии матери был известный историк и публицист князь М. М. Щербатов. После ранней смерти родителей Чаадаева воспитывали тетя и дядя. В 1808 году поступил в Московский университет, где сблизился с писателем А. С. Грибоедовым, будущими декабристами Якушкиным и Тургеневым и другими видными деятелями своего времени. В 1811 году оставил университет и вступил в гвардию. Участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов. C 1816 года член масонской ложи "Соединённых друзей" (вместе с А. С. Грибоедовым, П. И. Пестелем, С. П. Волконским, М. И. Муравьевым-Апостолом); с 1816 года близкий друг Александра Пушкина. Чаадаеву посвящены три стихотворных послания Пушкина, его черты воплотились в образе Онегина. Личность Чаадаева Пушкин охарактеризовал знаменитыми стихами "К портрету Чаадаева":
В
1819 году был принят в "Союз благоденствия", в 1821 году в Северное общество
декабристов, но деятельным членом тайных обществ не был и относился к ним
сдержанно-скептически. В 1823-1826 годах путешествовал за границей (в Германии,
Великобритании, Франции), познакомился с Ф. В. Шеллингом и Ф. Ламенне,
религиозно-философские идеи которых оказали на него глубокое воздействие. По
возвращении в Россию жил в Москве; в 1829-1831 годах создал свое главное
произведение - "Письма о философии истории" (на французском языке), за которым
утвердилось название "Философических писем". Обнародование первого из них в
журнале "Телескоп" (1836) вызвало резкое недовольство властей ввиду выраженного
в нём горького негодования по поводу отлученности России от "всемирного
воспитания человеческого рода", национального самодовольства и духовного застоя,
препятствующих осознанию и исполнению предначертанной свыше исторической миссии.
"Высочайшим повелением" Чаадаев был объявлен сумасшедшим. Написанная Чаадаевым в
ответ на обвинения в недостатке патриотизма "Апология сумасшедшего" (1837), где
Чаадаев, говоря о России, утверждал, что "мы призваны решить большую часть
проблем социального порядка... ответить на важнейшие вопросы, какие занимают
человечество", при жизни Чаадаева напечатана не была. Лишённый какой-либо
возможности объясниться в печати, Чаадаев оставался влиятельным мыслителем,
оказавшим значительное воздействие (особенно постановкой проблемы исторических
судеб России) на представителей различных направлений - как на западников, так и
на славянофилов, способствовавшим духовному формированию
А. И. Герцена,
В. Г. Белинского, М. А. Бакунина, Ю. Ф. Самарина, К. Д. Кавелина и др. 19 октября
1836 году Пушкин написал Чаадаеву знаменитое письмо, в котором спорил со
взглядами на предназначение России, высказанными Чаадаевым в "Философическом
письме".
В "Философических письмах" Чаадаев объявил себя приверженцем ряда принципов
католицизма, однако Герцен недаром называл его мировоззрение "революционным
католицизмом": Чаадаева вдохновляла несовместимая с католической ортодоксией
"сладкая вера в будущее счастье человечества", он уповал на свершение земных
чаяний народа как сверхразумного целого, преодолевающего эгоизм и индивидуализм
как несообразные со всеобщим назначением человека быть двигателем вселенной под
руководством всевышнего разума и мировой воли. Не сочувствуя социализму, Чаадаев
предсказывал, однако, его победу ("социализм победит не потому, что он прав, а
потому, что неправы его противники"). Философско-историческая мысль Чаадаева
явилась мощным стимулом развития и самоопределения русской философии в целом. Умер Чаадаев 14(26) апреля 1856 года в Москве. Философия Чаадаева В "Философических письмах" Чаадаев объявил себя приверженцем ряда
принципов католицизма, однако Герцен недаром называл его мировоззрение
"революционным католицизмом": Чаадаева вдохновляла несовместимая с
католической ортодоксией "сладкая вера в будущее счастье человечества",
он уповал на свершение земных чаяний народа как сверхразумного целого,
преодолевающего эгоизм и индивидуализм как несообразные со всеобщим
назначением человека быть двигателем вселенной под руководством
всевышнего разума и мировой воли. Не сочувствуя социализму, Чаадаев
предсказывал, однако, его победу ("социализм победит не потому, что он
прав, а потому, что неправы его противники"). Философско-историческая
мысль Чаадаева явилась мощным стимулом развития и самоопределения
русской философии в целом. | |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (28.11.2010) | |
Просмотров: 1570 |