Франческо Петрарка (итал. Francesco Petrarca) — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, ученик Варлаама Калабрийского. Петрарка родился 20 июля 1304 в Ареццо, где нашёл себе убежище его отец, флорентийский нотариус Пьетро ди сер Паренцо (прозвище Петракко), изгнанный из Флоренции — одновременно с Данте — за принадлежность к партии «белых». После долгих скитаний по небольшим городам Тосканы родители девятилетнего Франческо переселились в Авиньон, а затем его мать — в соседний Карпантра. Здесь, во Франции, Петрарка поступил в школу, научился латинскому языку и проявил интерес к римской литературе. Окончив обучение (1319), Петрарка по желанию отца начал изучать право, сначала в Монпелье, а потом в Болонском университете, где оставался до смерти отца (1326). Но юриспруденция совсем не интересовала Петрарку, который всё более и более увлекался классическими писателями. По выходе из университета он не стал юристом, а был посвящён в священники,
чтобы найти средства к жизни, так как по наследству от отца он получил
только рукопись сочинений Вергилия. Поселившись в Авиньоне при папском
дворе, Петрарка вступил в духовное звание и сблизился с могущественной
фамилией Колонна, один из членов которой, Джакомо, был его университетским товарищем, а в следующем году (1327) впервые увидел Лауру,
неразделённая любовь к которой составила главный источник его поэзии и
послужила одной из причин его удаления из Авиньона в уединённый Воклюз. Петрарка также известен первым официально зарегистрированным восхождением (со своим братом) на вершину Мон-Ванту, состоявшимся 26 апреля 1336, хотя известно, что до него вершину посещали Жан Буридан и древние жители этой местности. Покровительство Колонна и литературная известность доставили ему несколько церковных синекур;
он приобрёл домик в долине речки Сорги, где с перерывами прожил 16 лет
(1337—1353). Между тем письма Петрарки и его литературные произведения
сделали его знаменитостью, и он почти одновременно получил приглашение
из Парижа, Неаполя и Рима принять коронование лавровым венком. Петрарка выбрал Рим и был торжественно венчан на Капитолии лавровым венком (1341). Прожив около года при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджио, он
снова вернулся в Воклюз. Мечтая о возрождении величия древнего Рима, он
стал проповедовать восстановление римской республики, поддерживая
авантюру «трибуна» Кола ди Риенци
[1347], что испортило его отношения с Колонна и побудило переселиться в
Италию. После двух продолжительных путешествий по Италии (1344—1345 и
1347—1351), где он завязал многочисленные дружеские связи (в том числе с
Боккаччо), Петрарка навсегда покинул Воклюз в 1353, когда на папский престол вступил Иннокентий VI, считавший Петрарку волшебником, ввиду его занятий Вергилием. Отклонив предложенную ему кафедру во Флоренции, Петрарка поселился в Милане при дворе Висконти; исполнял разные дипломатические миссии и, между прочим, был в Праге у Карла IV, которого Петрарка посетил по его приглашению ещё во время его пребывания в Мантуе. В 1361 Петрарка оставил Милан
и после неудачных попыток вернуться в Авиньон и переселиться в Прагу
поселился в Венеции (1362—1367), где жила его незаконнорождённая дочь с
мужем. Отсюда он почти ежегодно предпринимал продолжительные путешествия по
Италии. Последние годы жизни Петрарка провёл при дворе Франческо да
Kappapa, отчасти в Падуе, отчасти в загородной деревеньке Арква, где и умер в ночь с 18 на 19 июля 1374, не дожив одного дня до своего 70-летия. Его нашли утром за столом с пером в руке над жизнеописанием Цезаря.
На местном кладбище красуется памятник из красного мрамора,
поставленный поэту его зятем Броссано, бюст же воздвигнут в 1667. Произведения Петрарки распадаются на две неравные части: итальянскую поэзию („Canzoniere") и разнообразные сочинения, написанные на латыни.
Философия Петрарки Если латинские произведения Петрарки имеют больше историческое
значение, то мировая слава его как поэта основана исключительно на его
итальянских стихах. Сам Петрарка относился к ним с пренебрежением, как к
«пустякам», «безделкам», которые он писал не для публики, а для себя,
стремясь «как-нибудь, не ради славы, облегчить скорбное сердце».
Непосредственность, глубокая искренность итальянских стихов Петрарки
обусловила их громадное влияние на современников и позднейшие поколения. Свою возлюбленную он называет Лаурой и сообщает о ней только то, что впервые увидел её в церкви Санта-Кьяра 6 апреля 1327
и что ровно через 21 год она скончалась, после чего он воспевал её ещё
10 лет. Двухчастный сборник посвящённых ей сонетов и канцон («на жизнь» и
«на смерть мадонны Лауры»), традиционно называемый Il Canzoniere, или Rime Sparse, или (по-латыни) Rerum vulgarium fragmenta — центральное по значению сочинение Петрарки на итальянском языке. Кроме изображения любви к Лауре в «Канцоньере» содержится несколько
стихотворений разного содержания, преимущественно политического и
религиозного, и аллегорическая картина любви поэта — Триумфы („Trionfi"),
в которых изображается победа любви над человеком, целомудрия над
любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью, времени над славой и
вечности над временем. «Канцоньере», выдержавшее уже до начала XVII века около 200 изданий и комментированное целой массой учёных и поэтов от Марсильи в XIV веке до Леопарди в XIX веке,
определяет значение Петрарки в истории итальянской и всеобщей
литературы. Он создал истинно художественную форму для итальянской
лирики: поэзия впервые является у него внутренней историей
индивидуального чувства. Этот интерес к внутренней жизни человека
проходит красной нитью и через латинские произведения Петрарки, которые
определяют его значение как гуманиста. Сюда относятся, во-первых, две его автобиографии: одна, неоконченная, в форме письма к потомству („Epistola ad posteros") излагает внешнюю историю автора, другая, в виде диалога Петрарки с блаженным Августином — «О презрении к миру» („De contemptu mundi"" или „De secreto conflictu curarum suarum",
1343), изображает его нравственную борьбу и внутреннюю жизнь вообще.
Источником этой борьбы служит противоречие между личными стремлениями
Петрарки и традиционной аскетической моралью; отсюда особый интерес
Петрарки к этическим вопросам, которым он посвятил 4 трактата („De remediis utriusque fortunae", „De vita solitaria" ("Об уединённой жизни"), „De otio religioso" ("О монашеском досуге") и „De vera sapientia" ("Об истинной мудрости").
В поединке с Августином, олицетворяющим религиозно-аскетическое
мировоззрение, побеждает всё же гуманистическое миросозерцание Петрарки. Оставаясь строго верующим католиком, Петрарка в этих трактатах, а
также в переписке и других произведениях, старается примирить свою
любовь к классической литературе (латинской, так как по-гречески
Петрарка не научился) с церковной доктриной, причём резко нападает на схоластов и на современное ему духовенство. Особенно — в «Письмах без адреса» („Epistolae sine titulo"), переполненных резкими сатирическими выпадами против развратных нравов папской столицы — этого «нового Вавилона». Эти письма составляют четверокнижье, все из них адресованы то
реальным, то воображаемым лицам — своеобразный литературный жанр,
навеянный письмами Цицерона и Сенеки
и пользовавшийся громадным успехом как вследствие их мастерского
латинского слога, так и в силу их разнообразного и актуального
содержания. Критическое отношение Петрарки к церковной современности с одной
стороны и к древней литературе с другой служит проявлением его
повышенного самосознания и критического настроения вообще: выражением
первого служат его полемические сочинения — инвектива против медика,
который осмелился поставить свою науку выше поэзии и красноречия („Contra medicum quendam invectivarum libri IV"), инвектива против французского прелата, порицавшего возвращение в Рим Урбана V („Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia"), такая же инвектива против одного французского прелата, нападавшего на сочинения и поведение Петрарки („Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum") и полемический трактат против авероистов („De sui ipsius et multorum ignorantia"). Критицизм Петрарки и его интерес к этическим вопросам обнаруживается и в его исторических сочинениях — „De rebus memorandis libri IV"
(сборник анекдотов и изречений, заимствованных из латинских авторов и
современных, расположенных по этическим рубрикам, например об уединении,
о мудрости и т. п.; целый трактат во второй книге этого сочинения
посвящён вопросу об остротах и шутках, причём многочисленные иллюстрации
к этому трактату позволяют признать Петрарку создателем жанра
коротенькой новеллы-анекдота на латинском языке, получившего дальнейшее
развитие в «Фацециях» Поджо) и „Vitae virorum illustrium" или „De viris illustribus" («О знаменитых мужах») — биографии знаменитых римлян. Особенно важное значение имеет обширная переписка Петрарки („Epistolae de rebus familiaribus et variae libri XXV" и „Epistolae seniles libri XVII"),
составляющая главный источник для его биографии и дополнение к его
произведениям; многие из его писем представляют собой моральные и
политические трактаты, иные — публицистические статьи (например письма
по поводу переселения пап в Рим и переворота Кола ди Риенцо). Меньше значения имеют речи Петрарки, произнесённые им при разных
торжественных случаях, его описание достопримечательностей на пути от
Генуи до Палестины („Itinerarium Syriacum") и латинская поэзия — эклоги, в которых он аллегорически изображает события из своей личной жизни и современной ему политической истории („Bucolicum carmen in XII aeglogas distinctum"), эпическая поэма «Африка», где воспеваются подвиги Сципиона, покаянные псалмы и несколько молитв. Значение Петрарки в истории гуманизма заключается в том, что он
положил основание всем направлениям ранней гуманистической литературы с
её глубоким интересом ко всем сторонам внутренней жизни человека, с её
критическим отношением к современности и к прошлому, с её попыткой найти
в древней литературе основание и опору для выработки нового
миросозерцания и оправдания новых потребностей.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 3720 |