Плотин (др.-греч. Πλωτῖνος) — античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Единственный источник сведений о его жизни – написанная его учеником Порфирием Жизнь Плотина.
Плотин родился в 204/205 в Ликороле, Египет (на этом основании его в
позднейшей литературе именовали «египтянином»). Обратился к изучению
философии достаточно поздно, на 28 году жизни: 11 лет он был учеником
Аммония («Саккаса») Александрийского, после чего, сопровождая войско
императора Гордиана, отправился на восток с целью изучения философии
персов и индусов. После возвращения из неудачного похода поселился в
Риме (244–245), начал собственную преподавательскую деятельность.
Развивая философию в традиционном платоническом духе, Плотин поначалу
ничего не записывал, пока его об этом не попросили его ученики Амелий и
Порфирий. После смерти Плотина все его записанные сочинения опубликовал
Порфирий. Он придал всему изданию систематический характер (т.е.
расположил трактаты не в хронологическом порядке их написания, а в
тематическом) и назвал их Эннеады, т.е. девятки, потому что все
54 трактата были распределены на шесть частей по девять трактатов в
каждой части. Принято ссылаться на трактаты по изданию Эннеад, обозначая римской цифрой одну из шести эннеад (I–VI), а арабской – порядковый номер трактата внутри эннеады (1–9). Умер в 270 в Минтурнах. Философия Плотина В
первой эннеаде собраны трактаты, посвященные антропологии, во второй и
третьей – природе и космосу в целом, в четвертой – учению о душе, в
пятой – об уме, в последней шестой – о едином. Таким образом, план
корпуса воспроизводит структуру платонического универсума, продвигаясь
от более низшего к высшему. Превыше всего как первоначало –
Единое, которое «по ту сторону сущности. Оппозицией Единому выступает
темная (а единое – это свет и «солнце») и лишенная вида материя,
не-бытие, начало зла. Материя провоцирует высшее к переходу в
низшее, являясь для высшего как бы зеркалом, в котором каждая ипостась
порождает свое подобие: Ум отпадает от Единого и подобием его
оказывается Душа, Душа отпадает от Ума, а от Души как ипостаси отпадают
частичные души, ниспадающие в людей, животных и растения. В целом
структура бытия ограничена сверху сверх-сущим Единым и не-сущей
материей. Для разграничения уровней бытия Плотин использует указательные
слова «там» и «здесь»: под «тамошним» имеется в виду умопостигаемый
космос и душа, «здешнее» – чувственный падший мир. Понять материю в
гипостазированном смысле возможно только применительно к низшей границе
бытия, но чаще Плотин использует понятие материи в аристотелевском
смысле (как оппозицию всякой вышележащей форме). Поэтому первой
«материей», приведшей Единое к первому множеству, оказывается Ум как
чистое бытие. В Уме мысль и мыслимое совпадают, поэтому Ум осуществляет
свои замыслы непосредственно и в такой материи, которая не отличается от
него самого. Ум творит идеальные первообразы, тогда как в
здешнем мире нам приходится довольствоваться подобиями. В отличие от
чувственного космоса, который находится в определенном месте,
умопостигаемый мир, не будучи разделен пространственными барьерами –
повсюду. Так же и душа, хотя и локализована в некотором
теле, но, когда отрешится от него, станет поистине свободна в познании
истины. Сфера истинного бытия всегда открыта для души, ей нужно только
уметь вернуться к себе самой, познать свою истинную природу. Возможность
такого возвращения обеспечена тем, что душа не целиком выступает из
умопостигаемого космоса – всегда остается некая ее часть, которая
«находится там» и созерцает чистое бытие, хотя для земного сознания это и
остается незаметным (неосознаваемым). Бессмертная человеческая душа может
достичь возвращения к своей изначальной природе путем очищения от тела и
уподобления божеству. Цель истинного философа – «подражание
божеству», он должен стремиться не к добродетели (это ведь особенность
человеческого существования, у богов «добродетели» нет), а к
умопостигаемому. В связи с этим традиционной темы античной этики –
как достижимо счастье? – Плотин касается очень мало, ибо не видит в ней
никакого положительного содержания: подлинное блаженство целиком
связано с жизнью ума, и подлинное благо для души – посредством ума
воссоединиться с первоначалом, в силу чего здешняя жизнь может
быть хороша и добродетельна ровно настолько, насколько удается уберечься
от неизбежного в мире времени зла, и смерть – скорее благо, потому что
освобождает душу от тела. Поэтому основная добродетель философа –
очиститься от здешнего, освободиться от власти времени и воссоединиться с
умной вечностью. Презрение к телу и восхищение умом отраженны в его текстах.
Пребывание души в земном теле показывает, что данная бессмертная душа
прежде совершила грех дерзости, – этим теоретическим постулатом
объясняется тот любопытный факт личной биографии Плотина, что «он
стыдился своего тела», и ни в коем случае не соглашался на то, чтобы его
запечатлел художник. Универсум Плотина статичен, как по-своему
статичны и обе крупнейшие системы античности – платоновская и
аристотелевская. Всякая низшая ступень в плотиновском космосе вечно
рождается от высшей, причем высшая вечно остается неизменной и,
порождая, не терпит ущерба, а низшая – не претерпевает никакого
развития. Единое вечно сияет в своей сверхпрекрасной благости. Вечно
прекрасен созерцающий сам себя Ум. Вечно Душа устремляется к Единому и
«проявляет заботу» о созданном ею Космосе. Космос вечно вращается
круговым вращением и в подлунной его части вечно чередуются
возникновение и гибель. Вечно взаимное истребление животных, вечны войны
и убийства среди людей. Вечно и неизбежно зло в мире. Здешний мир
Плотин уподобляет театральной пьесе: зло в мире так же необходимо как
отрицательные персонажи, и в любой драме – не все герои, но есть и рабы.
Но из этого не следует, что божество не заботится о мире. Мир не лишен
разумного плана, зло привносит разнообразие и даже украшает пьесу, – для
нас же всегда открыт путь «отсюда» «туда». «Бежим в дорогое отечество!»
– призывает Плотин. Такое отношение Плотина к настоящему и здешнему,
его устремленность к прошлому и тамошнему как единственному пристанищу
для затерянной в просторах космоса души, – характерные приметы не только
его индивидуальной позиции, но и того последнего этапа в развитии
античной философии, который Плотин открывает.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 1748 |