Поль Рикёр (фр. Paul Ricœur) — французский философ, один из ведущих (наряду с Хайдеггером и Гадамером) представителей философской герменевтики, новой ветви философии, выросшей из своего корня — феноменологии. Поль Рикёр родился 27 февраля 1913 в Валенсии (Испания). Получив
образование в Сорбонне, в течение пяти лет преподавал философию в лицее.
В начале Второй мировой войны стал солдатом французской армии, попал в
плен, где начал работу над переводом Идей Гуссерля (Идеи I
вышли в свет на французском в 1950 с комментариями Рикёра). С конца
войны до 1948 Рикёр преподавал в Страсбурге, в 1956 получил приглашение в
Сорбонну. В 1961, после смерти М.Мерло-Понти, к Рикёру перешло
руководство «Архивом Гуссерля». В течение многих лет он вместе с Мунье
редактировал левокатолический журнал «Эспри». Политические и
религиозные убеждения Рикёра привели его в 1966 в университет
Париж-Нантер. В 1969–1970 философ, занимавший пост декана, оказался
«между двух огней» – маоистами, с одной стороны, и бюрократией – с
другой. Политическое разочарование и жесткая оппозиция со стороны
набиравшего силу структурализма побудили Рикёра принять приглашение
Чикагского университета, где он работал с 1970 по 1992. Темы,
затрагиваемые Рикёром, связаны друг с другом: Воля – Зло – Символ –
Метафора – Повествование – Инаковость – Память. Первый том книги Вольное и невольное (Le volontaire et l'involontaire, 1950) представлял собой практическое применение теоретических основоположений М.Мерло-Понти, изложенных в Феноменологии восприятия.
Исследование охватывает феномены от сознательно принимаемого волевого
решения до непроизвольных сил жизни и неизменных элементов характера и
влечений. Здесь, как и в более поздних работах, Рикёр опирается на самые
разные источники. Стиль феноменологического описания он заимствует из
«эйдетической феноменологии» Гуссерля; в динамике изложения следует
таким авторам, как Ф.Мен де Биран и Ж.Набер. Основными интуициями Рикёр
обязан религиозной экзистенциальной философии Г.Марселя и К.Ясперса.
После завершения первого тома работы о воле главными темами его
размышлений стали феномены греховности и вины. В 1960 вышло в свет
двухтомный труд Конечность и виновность (Finitude et culpabilité). Во время работы над вторым томом – Символика зла
– произошел поворот Рикёра к герменевтике: поскольку зло может быть
постигнуто лишь в символах и мифах, оно заставляет искать окольных путей
истолкования. Так возникает ряд герменевтических трудов Рикёра,
принесших ему всемирную известность. Первой из работ этого рода стала большая книга о Фрейде – Об интерпретации (De l'interprétation,
1965). Психоанализ Рикёр понимал как своего рода «археологию» субъекта.
«Антифеноменологическая» установка психоанализа, нацеленная не на
редукцию к сознанию, а на редукцию сознания, позволяет этой
исследовательской стратегии проникнуть в скрытый мир влечений,
недоступный рефлексии. Однако «археологии» субъекта Рикёр в конечном
итоге противопоставляет «телеологию» субъекта – возвращение
бессознательного в русло осознавания. Рикёровская «семантика желания»
встретила резкий отпор со стороны Ж.Лакана и его сторонников. Полемика со структурализмом привела Рикёра к новым идеям, изложенным в сочинении Конфликт интерпретаций (Le conflit des interprétations, 1969), в котором дается трактовка лингвистики Ф.де Соссюра и антропологии и мифологии К.Леви-Строса.
Накал полемики постепенно сходит на нет в работах, написанных в
основном в США, в которых Рикёр обращается к аналитической философии
языка. В исследовании Живая метафора (La métaphore vive,
1975) внимание автора сосредоточено на поэтической силе метафоры,
заключенной в ее способности не только придавать красоту уже известному
предмету, но и открывать новые связи и отношения благодаря «видению
как...». За этим сочинением следует трехтомный труд Время и повествование (Temps et récit,
1983–1985), в котором Рикёр разбирает различные теории времени
(Аристотеля и Августина, Гуссерля и Хайдеггера). Путь исследования ведет
от исторического и литературного повествования (за иллюстрациями автор
обращается к великим романам о времени таких писателей, как Т.Манн,
М.Пруст, В.Вульф) к «нарративному времени». В последнем из своих больших трудов – Я как другой (Soi-même comme un autre,
1990) Рикёр развивает герменевтику человеческого Я, в которой
картезианскому поиску достоверности противопоставляются практические
характеристики и этические свидетельства, а «инаковость» Я раскрывается
как «инаковость» тела, другого и совести. Вытекающая отсюда этика
ориентирована на баланс справедливости, в противоположность «этике
другого» Э.Левинаса, исходящей из асимметрии Я и другого. Своеобразным обрамлением корпуса сочинений Рикёра выступают его работы на политико-исторические темы (История и истина – Histoire et vérité, 1955), а также исследования по феноменологии (Феноменологическая школа – A l'ecole de la phénoménologie, 1986), теории деятельности (От текста к действию – Du texte à l'action, 1986), теории права (О справедливости – Au juste, 1995) и, наконец, выступления по злободневным вопросам современности (Лекции, I–III – Lectures, 1991–1994). Умер 20 мая 2005 в Шатене-Малабри, близ Парижа.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 1365 |