Порфирий (Πορφύριος, настоящее имя Малх, или Мелех) — древнегреческий философ (представитель неоплатонизма), теоретик музыки, астролог, математик. Ученик Плотина, автор его жизнеописания, издатель его сочинений. Критик христианства. Родился в 232/233 в Тире. Вошел в историю платонизма одновременно как достаточно оригинальный
мыслитель, предложивший ряд интересных решений по существенным моментам
учения, а также как традиционный школьный философ, активно занимавшийся
комментариями сочинений Платона и Аристотеля. Обращение Порфирия к
текстам Аристотеля было новостью для неоплатонизма школы Плотина, который в основном критически упоминал мнение Аристотеля по разным вопросам. Порфирий составил комментарии на Категории, Герменевтику, Первую Аналитику, Физику, ХII кн. Метафизики, а также написал чрезвычайно популярное в средневековом аристотелизме Введение к Категориям
Аристотеля. Благодаря Порфирию толкование Аристотеля в позднейшем
неоплатонизме стало неотъемлемой, хотя и начальной, частью философского
обучения. Известен также аллегорический комментарий Порфирия к одной из
песен Гомера (О пещере нимф, толкование пещеры, описанной в Одиссее), а также вполне схоластические комментарии к Началам Евклида и Гармонике Птолемея. Умер в 304/306 в Риме. Философия Порфирия Порфирий
не отрицал форм народной религии, роли оракулов, традиционных форм
религиозного культа, хотя и признавал их предварительным моментом в деле
философского образования души. В трактате О философии из оракулов он пытается толковать загадочные изречения греческих и египетских богов в духе платоновской философии. В трактате Об изваяниях раскрывает символизм античного религиозного искусства, в Письме к Анебону
Порфирий с позиций платоновской философии критикует традиционные
представления о богах. Он первым ввел в поле зрения школьного платонизма
Халдейские оракулы. Был известен своим фундаментальным трудом Против христиан,
в котором подверг критическому разбору тексты Ветхого и Нового заветов.
Обширная эрудиция, прекрасная осведомленность в истории евреев,
знакомство с христианской и иудейской литературой позволили ему
предвосхитить некоторые выводы библейской критики 19–20 вв. В 448
императорским указом все имеющиеся списки Против христиан подлежали уничтожению, и в результате от огромного труда Порфирия почти ничего не сохранилось. Метафизика Порфирия и его учение о душе представлены в следующих сочинениях: Подступы к умопостигаемому, Разнообразные исследования, комментарий к Пармениду (анонимный, но сейчас приписываемый Порфирию), Воздержание от животной пищи.
Душу ничто не отделяет от Бога, поскольку она, будучи бестелесной
сущностью, «находится везде и нигде». Когда душа мыслит интуитивно, она в
уме, а когда начинает рассуждать, то возвращается к своей собственной
природе. Когда она воспринимает с помощью телесных органов – тогда
говорят, что она находится в теле. Но не тело держит душу, а сама душа
удерживает себя в этом мире своей привязанностью к нему, от которой
смерть не обязательно ее освобождает. Спасение души достижимо путем
отвращения от тела, очищения души, возвращения к уму и уподобления
божеству. Сохраняя тройственную схему плотиновского универсума
(единое, ум и душа), Порфирий предложил несколько новое понимание
высшего начала – единого, в соответствии с которым единое переставало
быть трансцендентным и абсолютно непостижимым. Хотя он полагал, что
адекватное описание единого может быть только отрицательным, все же
указывал, что раз даже фундаментальные понятия тождества и различия к
нему неприменимы, оно тогда оказывается ни тождественным уму, ни
отличным от него. Единое само оказывается источником того бытия, которое
выводит его в сферу существования, ибо единое как бы идея бытия для
последующего за ним. Но таким образом единое оказывается в некотором
смысле самим умом, в котором еще не произошло различение на мыслящее и
мыслимое. Неоплатоники после Ямвлиха критиковали Порфирия за такое
учение о первоначале. Душу считал полноправной участницей умопостигаемого мира и, в отличие от Плотина, считал демиургом (описанным Платоном в Тимее) высшую части души, а не ум. Также отрицал субстанциальные различия между душами богов, демонов, людей и животных. Издав в конце своей жизни сочинения Плотина в виде так называемых Эннеад
(т.е. девяток), он поставил яркую точку в своей блестящей философской и
литературной жизни. После издания Порфирия традиция читать и
публиковать Плотина именно в установленном им порядке в шести частях по
девять трактатов в каждой, с предварительной биографией Плотина,
написанной самим Порфирием, сохраняется в издательской практике до
настоящего времени.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 2656 |