Прокл Диадох (др.-греч. Πρόκλος ὁ Διάδοχος, лат. Proclus) — античный философ-неоплатоник, руководитель Платоновской Академии, при котором неоплатонизм достиг своего последнего расцвета. Родился 8 февраля 412 в Византии. О жизни Прокла известно из биографии, написанной его учеником Марином (Прокл, или О счастье), а также из фрагментов Жизни Исидора Дамаския.
В возрасте 19 лет Прокл становится учеником Плутарха Афинского, после
смерти Плутарха продолжает учение у Сириана, а в 437 сам становится во
главе платоновской Академии в Афинах (отсюда вторая часть его имени – Прокл Диадох, то есть преемник (в данном случае – на посту схоларха)). Умер 17 апреля 485 в Афинах. Философия Прокла Сочинения Прокла тесно
связаны с его преподавательской деятельностью. Основу его наследия
составляют комментарии к сочинениям Платона, Аристотеля и Плотина, а
также собственные трактаты. Прокл составил введение к философии
Аристотеля, комментарий к Введению Порфирия и к логическим сочинениям Аристотеля (Категории, Герменевтика, Аналитики),
ко всем основным диалогам Платона, входившим в школьный курс
платоновской экзегезы (т.н. «канон Ямвлиха»), из них дошли целиком или
частично комментарии к Алкивиаду, Кратилу, Государству, Тимею и Пармениду. Прокл написал также толкования отдельных мест из Гомера и Гесиода, а также Орфическую теологию и Согласие между Орфеем, Пифагором и халдейскими оракулами.
Составил комментарий к Плотину, а также начальное руководство к
платоновской философии. Ряд небольших трактатов Прокла посвящен
отдельным проблемам – промыслу, року, существованию зла и т.п. Свод
основных понятий и методов физики (собственно, аристотелевского учения о
движении) и неоплатонической метафизики представляют собой Начала физики и Начала теологии. Одним из самых значительных собственных произведений Прокла является систематический труд Теология Платона. Иерархия универсума строится у Прокла по схеме платоновского Парменида:
сверхсущее единое, оно же благо и бог; далее генады – сверхсущие
единицы-боги, которым причастны сущие боги, или умы; последние
представляют собой умопостигаемых богов, или бытие, синтетически
объединяющее принципы предела и беспредельного. Бытию и умопостигаемым
богам противопоставлены ум (нус) в собственном смысле слова и мыслящие
боги, которые связаны с умопостигаемыми через умопостигаемо-мыслящих
богов. С мыслящими богами-умами связаны надкосмические боги и мыслящие
души. Следующая ступень – внутрикосмические боги, универсальные души,
демонические «просто души»: ангелы, демоны в собственном смысле и герои.
Еще ниже – «частичные души», одушевляющие тела; к ним принадлежит и
душа человека. Ниже всего – неодушевленные тела. В эту
иерархическую структуру Прокл включает традиционных олимпийских богов,
распределяя их по триадам и разделяя на трансцендентных и космических.
Между телами и душой посредствует «природа», бестелесная, но неотделимая
от тел бессознательная сила, тождественная с силой рока. Низшим
онтологическим уровнем, но все-таки производным от высшего, является
материя. Наряду с иерархией бытия Прокл строит иерархию наук и
добродетелей: физике, этике, математике, философии соответствуют
теоретические добродетели, которые приобщают человека к сфере ума извне.
Выше них стоят добродетели парадигматические и гиератические,
характеризующие более высокий тип жизни, чем научное познание:
парадигматические – слияние человека со сферой ума, гиератические –
выход за пределы ума к единому. Всякий высший тип знания возможен только
благодаря божественному озарению; если любовь (эрос) связывает с
божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, то вера
соединяет с благостью богов. Философия Прокла – наиболее
подробный вариант школьного платонизма – оказала громадное влияние на
всю средневековую философию, а также философию Возрождения.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 2292 |