Прокл | Filosof - научно-познавательный сайт

«Всякий день есть ученик дня вчерашнего.»
Публий

Прокл
ПроклПрокл Диадох (др.-греч. Πρόκλος ὁ Διάδοχος, лат. Proclus) — античный философ-неоплатоник, руководитель Платоновской Академии, при котором неоплатонизм достиг своего последнего расцвета.

Родился 8 февраля 412 в Византии. О жизни Прокла известно из биографии, написанной его учеником Марином (Прокл, или О счастье), а также из фрагментов Жизни Исидора Дамаския. В возрасте 19 лет Прокл становится учеником Плутарха Афинского, после смерти Плутарха продолжает учение у Сириана, а в 437 сам становится во главе платоновской Академии в Афинах (отсюда вторая часть его имени – Прокл Диадох, то есть преемник (в данном случае – на посту схоларха)). Умер 17 апреля 485 в Афинах.

Философия Прокла

Сочинения Прокла тесно связаны с его преподавательской деятельностью. Основу его наследия составляют комментарии к сочинениям Платона, Аристотеля и Плотина, а также собственные трактаты. Прокл составил введение к философии Аристотеля, комментарий к Введению Порфирия и к логическим сочинениям Аристотеля (Категории, Герменевтика, Аналитики), ко всем основным диалогам Платона, входившим в школьный курс платоновской экзегезы (т.н. «канон Ямвлиха»), из них дошли целиком или частично комментарии к Алкивиаду, Кратилу, Государству, Тимею и Пармениду. Прокл написал также толкования отдельных мест из Гомера и Гесиода, а также Орфическую теологию и Согласие между Орфеем, Пифагором и халдейскими оракулами. Составил комментарий к Плотину, а также начальное руководство к платоновской философии. Ряд небольших трактатов Прокла посвящен отдельным проблемам – промыслу, року, существованию зла и т.п. Свод основных понятий и методов физики (собственно, аристотелевского учения о движении) и неоплатонической метафизики представляют собой Начала физики и Начала теологии. Одним из самых значительных собственных произведений Прокла является систематический труд Теология Платона.

Иерархия универсума строится у Прокла по схеме платоновского Парменида: сверхсущее единое, оно же благо и бог; далее генады – сверхсущие единицы-боги, которым причастны сущие боги, или умы; последние представляют собой умопостигаемых богов, или бытие, синтетически объединяющее принципы предела и беспредельного. Бытию и умопостигаемым богам противопоставлены ум (нус) в собственном смысле слова и мыслящие боги, которые связаны с умопостигаемыми через умопостигаемо-мыслящих богов. С мыслящими богами-умами связаны надкосмические боги и мыслящие души. Следующая ступень – внутрикосмические боги, универсальные души, демонические «просто души»: ангелы, демоны в собственном смысле и герои. Еще ниже – «частичные души», одушевляющие тела; к ним принадлежит и душа человека. Ниже всего – неодушевленные тела.

В эту иерархическую структуру Прокл включает традиционных олимпийских богов, распределяя их по триадам и разделяя на трансцендентных и космических. Между телами и душой посредствует «природа», бестелесная, но неотделимая от тел бессознательная сила, тождественная с силой рока. Низшим онтологическим уровнем, но все-таки производным от высшего, является материя.

Наряду с иерархией бытия Прокл строит иерархию наук и добродетелей: физике, этике, математике, философии соответствуют теоретические добродетели, которые приобщают человека к сфере ума извне. Выше них стоят добродетели парадигматические и гиератические, характеризующие более высокий тип жизни, чем научное познание: парадигматические – слияние человека со сферой ума, гиератические – выход за пределы ума к единому. Всякий высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; если любовь (эрос) связывает с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, то вера соединяет с благостью богов.

Философия Прокла – наиболее подробный вариант школьного платонизма – оказала громадное влияние на всю средневековую философию, а также философию Возрождения.
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010)
Просмотров: 2223