Вильгельм Райх (нем. Wilhelm Reich) — австрийский и американский психолог, один из основоположников европейской школы психоанализа, единственный из учеников Фрейдa (так называемых неофрейдистов,
каждый из которых основал собственное учение), развивавший возможности
радикальной социальной критики: отмену репрессивной морали и требование
полового просвещения. Вильгельм Райх родился 24 марта 1897 на Буковине в селе
Добрынивцы, (теперь Заставнянского района Черновицкой области), тогда —
немецко-украинской части Австро-Венгрии. Его отец — еврейский крестьянин среднего достатка — был
властным (как и отец Фрейда, отца психоанализа), ревнивым и вспыльчивым
мужчиной. Его красивая жена была полностью подчинена ему, хотя и
страдала от его характера. Вильгельм рос в изоляции от местных еврейских и
украинских детей. Несмотря на еврейские корни, его отец считал себя
немцем по культуре, поэтому в доме разрешалось говорить только
по-немецки. Своего младшего брата Вильгельм воспринимал не только как
товарища, но и как соперника. К матери Вильгельм испытывал сильные
сыновние чувства и боготворил ее. Несмотря на ревнивый характер мужа,
она имела связь с домашним учителем, о которой Вильгельм рассказал отцу;
в результате, когда Вильгельму было 14 лет, его мать покончила жизнь
самоубийством. Смерть жены сломала отца, он вскоре подхватил воспаление
легких, перешедшее в туберкулёз, и умер, пережив жену всего на три года,
так что в 17 лет Вильгельм стал полным сиротой. От туберкулёза, этой
«болезни бедности» умер в возрасте 26 лет и брат Вильгельма. После
смерти отца Вильгельм Райх, продолжая учиться, взял управление фермой в
свои руки, но в 1916 Первая мировая война разрушила эту семейную
собственность. Вильгельм принял решение оставить дом и поступить на
службу в австрийскую армию. Став офицером, он сражался в Италии. В 1918 Райх поступил в медицинскую школу Венского
университета, а уже в следующем, 1919 стал членом Венского
Психоаналитического общества и приступил к психоаналитической практике.
Здесь же, в университете он познакомился со своей первой женой — будущим
медиком Анни Пинк, которая впоследствии тоже стала заниматься
психоанализом. Психоанализ и марксизм были популярными в студенческой
среде учениями, и Райх был одним из тех, кто стремился соединить учения и
Фрейда и Маркса. В 1922 Райх получил медицинскую степень и стал
первым клиническим ассистентом доктора Фрейда, в том же 1922
основавшего клинику в Вене, а впоследствии дорос до вице-директора этой
клиники. В 1924 Райх стал директором первого в стране учебного
института психоанализа; теперь уже преподавал и сам. Фрейд часто конфликтовал со своими учениками, когда те
начинали настаивать на своих собственных взглядах. В 1927 не
избежал такого конфликта и Райх, придерживавшийся марксистских взглядов,
а также полагавший, что в основе каждого невроза лежит отсутствие
сексуального удовлетворения. «Что будет пациент делать со своей естественной
сексуальностью, освобожденной от подавления? — Фрейд ничего не говорил
по этому поводу, даже не признавал самого этого вопроса, как выяснилось
позже. Наконец, из-за избегания этого центрального вопроса, Фрейд сам
создал гигантские теоретические трудности, постулировав биологический
инстинкт страдания и смерти». (Из письма В. Райха) В последующие годы Райх стал ещё более активно проявлять
себя в политике, а также вступил в Коммунистическую партию. В 1929
он вместе с другими создает клиники сексуальной гигиены для рабочих. В
этих клиниках рабочие могли бесплатно получить сведения о контроле
рождаемости, воспитании детей и даже сексуальном образовании.
Подвергаясь порицанию психоаналитиков за свою политическую деятельность,
он переезжает их Вены в Берлин. В Берлине, чувствуя себя куда более
свободно, чем в Вене, Райх стал уделять больше внимания
коммунистически-ориентированному движению психического здоровья —
здоровья трудящихся. Он читает лекции и организует гигиенические центры
по всей Германии. Однако вскоре его деятельность неожиданно прерывается на
самом пике, поскольку ни психоаналитики, ни марксисты её не одобряют, и
почти одновременно, в течение всего полугода, его исключают и из
психоаналитической ассоциации, по иронии судьбы носившей название
Интернациональной, и из Коммунистической партии Германии. Идеи Райха, проводимые в его клиниках, намного опережали
своё время и не устраивали современное ему общество. Его программа, в
настоящее время выглядящая совершенно нормальной, включала следующие
главные моменты. Интенсивное образование в области контроля рождаемости.
Предоставление контрацептивов всем желающим. Разрешение абортов.
Разрешение разводов. Отказ от признания законности брака значимой.
Сексуальное образование как средство профилактики венерических
заболеваний и сексуальных проблем. Обучение сексуальной гигиене врачей и
учителей. Отказ от наказания преступников, совершивших преступления на
сексуальной почве; лечение таких преступников на основе психоанализа. Кризис карьеры Райха совпал с политическим кризисом в стране — в 1933, устраняя своих противников, пришёл к власти Гитлер. С 1930 по 1933 Райх пишет свою ставшую впоследствии
знаменитой книгу «Психология масс и фашизм». Фашизм, с точки зрения
Райха, служит выражением иррациональности характерологической структуры
обычного человека (что признается позднейшими исследователями
фашизма), первичные биологические потребности которого
подверглись подавлению на протяжении целых тысячелетий. В книге подробно
анализируется социальная функция такого подавления и показывается
решающее для этого подавления значение авторитарной семьи и церкви.
Книга была запрещена нацистами. Райх уезжает в Данию. Свою первую жену, так и не
разделившую его профессиональные и политические взгляды, он оставляет в
Берлине. Через некоторое время в Данию переезжает член ячейки Райха
балерина Эльза Линденберг, которой Райх увлёкся годом раньше, и Райх
женится на ней. Но его теории не признают ни в Дании, ни в Швеции, и из
обеих стран его быстро (в течение шести месяцев) изгоняют. Переехав в
Норвегию, он, начиная с 1935, ведёт свои биологические и
психололгические исследования в течение 5 лет в Осло. Новое для Райха увлечение биоэнергетикой не проходит для
него даром — в газетах его начинают травить, оспаривая даже сексуальную
основу неврозов — основу фрейдизма. Как бы подтверждая положение его
программы об отказе от значимости брака, от него в самый тяжёлый для
него момент жизни уходит вторая жена. В 1939 руководство Новой школы социальных
исследований приглашает Райха в Нью-Йорк, куда он перезжает вместе со
своей лабораторией. Здесь его ассистентом становится немецкая эмигрантка
Ильза Оллендорф, на которой он впоследствии женится. В Нью-Йорке Райх вводит третий компонент в свое
интегративное учение и основывает Институт оргона, который является
базой его исследований по биоэнергии, энергии жизни, иначе называемой
оргонической энергией. Её он наблюдает в своих лабораторных
экспериментах как фундаментальную жизненную энергию, присущую всем живым
организмам. Эта энергия, по Райху, лежит в основе фрейдовской концепции
либидо, являясь биологической силой. Эти воззрения оказали влияние на
доктрины современного экологизма и космизма. В 1950 он пытается создать аккумулятор этой энергии и
лечить при его помощи различные болезни, такие как рак, стенокардию,
астму, переутомление, эпилепсию. В 1954 Управление по санитарному надзору за
качеством пищевых продуктов и медикаментов, не признавая его практику,
добивается запрета всей его деятельности, несмотря на успешное лечение. Райх продолжает свою деятельность, утверждая, что
Управление не может быть компетентным в этих новых методах. В конце
концов его сажают в тюрьму на два года за неуважение к суду
(пренебрежение запретом на производство оргонных аккумуляторов), а
Управление добивается решения о сожжении его книг и публикаций, имеющих
отношение к производству оргонных аккумуляторов. 3 ноября 1957 Вильгельм Райх умер в федеральной тюрьме от сердечного приступа. «Разработанная Райхом леворадикальная критика семьи была
продолжена в 60-е годы представителями Франкфуртской социологической
школы (Адорно и М. Хоркхаймер), экзистенциализма (С. Бовуар, автор книги
«Другой пол»). Она оказала также влияние на ряд направлений
демократического движения: «новых левых», неофеминизм (К. Миллет, автор
книги «Сексуальная политика»), негритянское движение в США (Э. Кливер,
один из руководителей «Чёрных пантер») и даже на творческую
интеллигенцию (драматургию Жана Жане)».
«В последние годы жизни, несмотря на внешние успехи, у
Райха нарастает чувство тревоги за судьбу своего учения и вместе с тем,
видимо, развивается мания преследования. У него растет опасение, что
«грязные умы» используют его авторитет, чтобы поднять еще невиданную
волну грязи и порнографии. Спустя восемь лет после его кончины эти
опасения сбылись. Идеологи «новых левых», в частности, битников, вроде
Аллена Гинзберга и Уильяма Берроуза, подняли его имя на щит после почти
полного забвения и, сумев соединить аргументацию Райха и его пафос с
проповедью гомосексуализма, всевозможных половых извращений, а затем и
потребления наркотиков, объявили его своим прямым идейным
предшественником», — так пишет в придисловии к книге Райха «Страсть
юности» профессор Павел Семенович Гуревич — в наиболее объективном
материале о В. Райхе. Философия Райха Считал, что сексуальность является тем центром, вокруг которого развивается вся общественная жизнь, равно как и внутренняя жизнь
индивида. Развил эти взгляды в систему в книге "Открытие органа" (1927).
Так Райх назвал универсальную космическую жизненную энергию. Любой невроз, по его мнению, сопровождается расстройством в сексуальной сфере. Райх перенес центр тяжести с прошлого пациента на его настоящее, воскресив фрейдовское понятие актуального невроза. Стремился создать "сексуальную экономию", которая, по его словам, должна была стать синтезом идей К. Маркса и З. Фрейда. Блокированная сексуальная энергия образует базис невроза, а его психологическое содержание - фантазии, питающие невроз, - его надстройку. Человек, по Райху, выступает как энергетическая система, а либидозный процесс - как центральный регулирующий ее механизм. Задача современной социальной терапии - воссоздать нормальное проявление либидозной энергии. В своей концепции характера Райх пытался объяснить, почему пациенты сопротивляются попыткам врача проникнуть в их бессознательное. Это сопротивление, по Райху, представляет собой не просто сознательные или бессознательные уловки пациента, оно включается в структуру его личности и само служит проявлением болезни. "Невроз характера", по Райху, оказывается уже не чужеродным включением в здоровую в остальном ткань личности, а патологией самой личности как таковой. Райх рассматривал ум и тело как нерасторжимое единство. Он был пионером в области психологии тела и телесно-ориентированной психотерапии. Его вариант структуры личности состоит из трех автономно функционирующих уровней организации:
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 3669 |