Жак Лакан | Filosof - научно-познавательный сайт

«Всякий день есть ученик дня вчерашнего.»
Публий

Жак Лакан
Жак ЛаканЖак Мари Эмиль Лакан (фр. Jacques-Marie-Émile Lacan) — французский философ (фрейдист, структуралист, постструктуралист) и психолог.

Родился Лакан 13 апреля 1901 в Париже. Лакан начинал как практикующий врач-психиатр. В 1932 защитил диссертацию о параноидальных расстройствах. Но Лакану не нравились методы психиатрии того времени с опорой на старые традиционные наработки. Это привело его к фрейдовскому психоанализу. В 1953 он выходит из Международной психоаналитической ассоциации и становится участником Французского психоаналитического общества. В 1963 он был изгнан из него и основал Парижскую школу фрейдизма, которой и руководил почти до самой смерти. Главная заслуга Лакана состоит в структуралистской ревизии фрейдовского психоанализа. Это происходило у него в три стадии — предструктуралистскую (1930-е — 1940-е), когда на него влияла диалектика Г.Гегеля и А.Кожева и творчество художников-сюрреалистов, структуралистскую (1950-е — 1960-е), когда Лакан был под большим влиянием Леви-Стросса, а также лингвистов Ф. де Соссюра, Трубецкого, Якобсона и постструктуралистскую (1960-е — 1970-е), когда Лакан стал делать акцент на том, что не поддаётся символизации.

Одним из самых ярких примеров мастерства Жака Лакана является киноактёр Радж Капур, который избавился от психопатии за 3 года просексуальной терапии.

Умер Лакан 9 сентября 1981 в Париже.

Основные работы: "Функция и поле речи и языка в психоанализе" (1995), "Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда" (1997).

Философия Лакана

Описать творчество Лакана крайне сложно — кроме того что оно чрезвычайно многогранно и подвижно, свои идеи он предпочитал излагать не в письменном виде, а на семинарах, материалы которых только в конце его жизни стали публиковаться. Основным направлением мысли Лакана была структуралистская ревизия и внимательное перечитывание текстов Фрейда. Несмоторя на общую значимость своих идей для понимания человека и общества и на интерес к новейшим достижениям философии и науки, Лакан никогда не терял из виду ориентацию на психоаналитическую практику и одной из главных своих целей ставил понимание того, что, собственно, происходит в процессе анализа.

Лакан яро оппонировал естественно-научному психологическому подходу, при котором человек описывается как объект, подобный другим объектам мира, представленным сознанию и изучению. Вопрос о субъекте как субъекте стоит в центре лакановского творчества.

Выделение в учении Лакана основных идей — крайне сложно ввиду метафоричности и герметичности его языка. Тексты Лакана являются своеобразным феноменом словесности: помимо научных и философских выкладок, в них много юмора, колкостей, провокаций, нарочитых загадочностей. Например, у Лакана есть ряд максим, которые невозможно понять раз и навсегда, но к которым он сам возвращается, по-разному их интерпретируя, например «человеческое желание есть желание другого», «любить — значит не давать то, что имеешь, а давать то, чего не имеешь», «чувства всегда взаимны» и т. д. Однако надо понимать, что у Лакана не было цели усложнить психоанализ и работу аналитика — наоборот, он стремился внести ясность в эту область, заросшую со времён Фрейда неопределённостями, мифами и непониманием.

Идеи Лакана повлияли не только на психоанализ, но и на философию, социологию, культурологию, кино- и искусствоведение.

Воображаемое — Символическое — Реальное

Сам Лакан считал базовой для своего учения схему «воображаемое» — «символическое» — «реальное», которую он начал разрабатывать с 1953 года и подробно изложил на своём самом знаменитом семинаре (19741975). Эту схему он обычно представлял в виде математической модели «колец Борромео» (которые сцеплены друг с другом таким образом, что размыкание одного из них приведёт к распаду всей конструкции). Вообще Лакан любил обращаться для разъяснения своих идей к образам топологии, часто трактуя её весьма фантазийным образом. В книге «Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна» Жана Брикмона и Алена Сокала отмечаются ошибки Лакана в использовании образов математики.

Схему трёх регистров Лакан применял к самому себе: первый этап, доструктуралистский был посвящён «воображаемому», второй этап, структуралистский, — «символическому», третий этап, постструктуралистский, — «реальному»; в некотором отношении это соответствовало триаде Фрейда «Я» — «Сверх-Я» — «Оно».

Другой основной идей Лакана было то, что бессознательное структурировано как язык, что оно есть результат воздействия речи на субъект. Речь при этом служит интерпретацией чего-то до конца не интерпретируемого, но взывающего к интерпретации. Это обуславливало интерес Лакана к лингвистике.

Стадия зеркала

Одним из важных дополнений Лакана к мыслям Фрейда было открытие стадии зеркала — стадии, на которой ребёнок в 6-18 месяцев начинает узнавать себя в зеркале, выстраивать и интегрировать собственный образ в воображаемом, но в реальности не обладает ещё полной властью над собственным телом и его разрозненными проявлениями. Из этой несостыковки Лакан делает разнообразные выводы о природе человека.
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010)
Просмотров: 3831