Жан Пиаже (фр. Jean William Fritz Piaget) — швейцарский психолог и философ. Жан Пиаже родился в городе Нёвшатель 19 августа 1896, столице франкоговорящего кантона Нёвшатель Швейцарии. Его отец, Артур Пиаже, был профессором средневековой литературы в Невшательском университете. Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте десяти лет, когда опубликовал в 1907 небольшую заметку о воробьях-альбиносах. За свою научную жизнь Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей. Пиаже начал рано интересоваться биологией, особенно моллюсками,
опубликовал несколько научных работ до окончания школы. В результате
ему даже предложили престижную должность смотрителя коллекции моллюсков в
Женевском музее Натуральной истории. К 20 годам он стал признанным малакологом. Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Нёвшательском университете, также он какое-то время учился в Цюрихском университете. В это время он начинает увлекаться психоанализом, очень популярным в то время направлением психологической мысли. После получения ученой степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж, где преподает в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ.
Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие
дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Однако он
фокусировался не столько на неправильных ответах, сколько на том, что
дети совершают одинаковые ошибки, которые не свойственны более старшим
людям. Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные
процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых,
свойственных взрослым. В дальнейшем, он создал общую теорию стадий
развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего
развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей. В 1921 Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором Института Руссо в Женеве. В 1923
Пиаже женился на Валентин Шатенау, которая была его студенткой.
Семейная пара имела трех детей, которых Пиаже изучал с самого детства. В
1929 Пиаже принял приглашение занять пост директора Международного бюро просвещения, во главе которого он оставался до 1968. Умер Пиаже 16 сентября 1980 в Женеве. Философия Пиаже Особенности психики ребёнка
В начальный период своей деятельности Пиаже описал особенности представлений детей о мире:
Для их объяснения использовал понятие эгоцентризма,
под которым понимал определенную позицию по отношению к окружающему
миру, преодолеваемую за счет процесса социализации и влияющую на
конструкции детской логики: синкретизм (связывание всего со всем),
невосприятие противоречий, игнорирование общего при анализе частного,
непонимание относительности некоторых понятий. Все эти феномены находят
наиболее яркое выражение в эгоцентрической речи. Теория интеллекта Стадии развития интеллекта:
Язык и мышление
Что касается соотношения языка и мышления в когнитивном развитии, Пиаже полагает, что «язык не полностью объясняет мышление, поскольку структуры, которые характеризуют это последнее, уходят своими корнями в действие и в сенсомоторные механизмы более глубокие, чем языковая реальность. Но всё же очевидно, что чем более сложными становятся структуры мышления, тем более необходимым для завершения их обработки является язык. Следовательно, язык — это необходимое, но не достаточное условие построения логических операций». | |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 3637 |