В человеке есть разные стремления и задатки, и назначение каждого из нас — развить свои задатки по мере возможностей.
Высший человек с силою подъемлет свой век на более
высокую ступень человечества; оно оглядывается назад и удивляется той
пропасти, через которую оно перенеслось; десницей великана выхватывает
высший человек из летописи рода человеческого все то, что он может
схватить.
Вникни в самого себя, отврати взор от всего,
что тебя окружает, и направь его внутрь себя — таково первое требование,
которое ставит философия своему ученику.
В понятии человека заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а его путь к ней — бесконечным.
Все индивиды заключаются в Едином великом Единстве чистого Духа. пусть это будет то последнее слово, которым я вверяю себя вашей памяти; и пусть это будет именно та память обо мне, которой я себя вверяю.
Женщина не видит дальше любви, и ее природа не идет дальше любви.
Ничто истинное и полезное, раз оно стало
достоянием человечества, не пропадет даром, хотя бы лишь отдаленное
потомство научилось этим пользоваться.
Разумное существо не имеет ничего вне опыта;
опыт содержит в себе весь материал его мышления.
Истинному и действительному времени принадлежит лишь то, что становится
принципом, необходимым основанием и причиною новых, не существовавших до
того явлений во времени. Лишь в этом случае возникает живая жизнь,
порождающая из себя другую жизнь.
Ученый по преимуществу предназначен для
общества: он, поскольку он ученый, больше, чем представитель какого-либо
другого сословия, существует только благодаря обществу и для общества.
Ничто так не умерщвляет неукоснительно любовь женщины, как подлость и бесчестность мужчины.
Последняя высшая цель общества — полное
согласие и единодушие со всеми возможными его членами. Но так как
достижение этой цели, достижение назначения человека вообще предполагает
достижение абсолютного совершенства, то и первое и второе равно
недостижимо, пока человек не перестанет быть человеком и не станет
Богом.
Пусть покинет меня все остальное, только б не покинуло мужество.
Пусть ученый забудет, что он сделал, как только это уже сделано, и пусть думает постоянно о том, что он еще должен сделать.
Ученый по своему назначению есть учитель человеческого рода.
Философия учит нас все отыскивать в Я. Впервые
через Я входит порядок и гармония в мертвую и бесформенную массу.
Единственно через человека распространяется господство правил вокруг
него до границ его наблюдения, и насколько он продвигает дальше это
последнее, тем самым продвигаются дальше порядок и гармония.
Где бы ты ни жил, ты, что носишь человеческий образ,
приближаешься ли ты к животным, под палкой погонщика сажая сахарный
тростник, или греешься ты на берегах Огненной Земли у огня, который ты
не сам зажег, являешься ли ты мне самым жалким и отвратительным злодеем,
все-таки ты то же, что и я, ибо ты можешь сказать мне: «Я семь». Ты все
же мой товарищ, мой брат.
Есть еще шутники, которые предостерегают
философа — не делаться смешным через преувеличенные ожидания от своей
науки... Пусть они насмехаются над нашей верой в человечество и над
нашими надеждами на его великое призвание; пусть тогда они повторяют
столь часто, сколь они в том нуждаются, в свое утешение: нельзя помочь
человечеству; таковым оно было, таковым оно всегда будет.
Человек будет вносить порядок в хаос и план в
общее разрушение, через него самое тление будет строить и смерть будет
призывать к новой прекрасной жизни. Для него вырастает то, что раньше
было холодным и мертвым, в питающее зерно, в освежающее зерно, в
освежающий плод, в оживляющую виноградную лозу. Вокруг него
облагораживаются животные, они отрешаются от своей дикости и получают из
его рук более здоровую пищу, за которую платят ему добровольным
послушанием. Более того, вокруг человека облагораживаются души; чем
больше кто-либо — человек, тем глубже и шире действует он на людей, и
то, что носит истинную печать человечности, будет всегда оценено
человечеством; каждому чистому проявлению гуманности открывается каждый
человеческий дух и каждое человеческое сердце.