Величайшее и самое продолжительное счастье проистекает из высшей
человеческой деятельности, которая сродни божественному, то есть
деятельности разума, и в той мере, в какой человек имеет в себе некий
божественный элемент, он будет осуществлять такую деятельность.
Любовь представляет собой плодотворную форму
отношения к другим и к самому себе. Она предполагает заботу,
ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой
человек рос и развивался.
Материнская любовь — самый общераспространенный
и самый общепринятый пример продуктивной любви; сама ее сущность —
забота и ответственность.
Для ученого, прожившего жизнь, веруя в могущество человеческого разума, история
(создания мира) кончается кошмаром: он поднимался над невежеством, он
почти достиг вершины. И вот на этой вершине, сделав последнее усилие,
подтянувшись к пику... он стал лицом к лицу с теологами, бывшими здесь
столетиями.
Если разум указывает человеку, что он должен
делать, чтобы поистине быть самим собой, и таким образом учит человека
тому, что есть благо, то путь достижения добродетели состоит в активном
использовании человеком своих способностей.
Желание жить врожденно каждому организму, и
человек не может не хотеть жить, независимо от того, что ему нравится
думать об этом.
Забота и ответственность — составные элементы
любви, но без уважения и знания любимого человека любовь вырождается в
господство и собственничество.
Выбор между жизнью и смертью скорее мнимый, чем реальный; реальный же человеческий выбор — между хорошей жизнью и плохой.
Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его собственная личность.
Мы создали чудесные вещи, но не смогли сделать
из себя существ, которые были бы достойны громадных усилий, затраченных
на эти вещи. В нашей жизни нет братства, счастья, удовлетворенности; это
— духовный хаос и мешанина, близкие к безумию...
Наша моральная проблема — это безразличие человека к самому себе.
Ни самые прекрасные, ни самые отвратительные
устремления человека не заложены в нем биологически, от природы; они —
результат социального процесса.
В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно.
Всезнание о смерти не отменит того, что смерть — не
составная часть жизни, и нам ничего не остается, как принять сам факт
смерти; сколько б мы ни беспокоились о нашей жизни, она закончится
уничтожением.
Одно из характерных свойств человеческого ума в
том, что, сталкиваясь с противоречием, он не может оставаться
пассивным. Ум приходит в движение с целью разрешить противоречие. Всем своим прогрессом человек обязан этому факту.
Разум — счастливый дар человека — и его проклятие.
Современный человек считает, что читать и
писать — это искусства, которым следует учиться, что стать архитектором,
инженером или квалифицированным рабочим можно лишь благодаря серьезному
обучению, но жить — это нечто настолько простое, что не требуется
никаких особых усилий, чтобы этому научиться. Просто потому, что каждый
«живет» по-своему, жизнь считается делом, в котором каждый — знаток.
Человек не может жить без веры. Решающим для
нашего и следующих поколений является вопрос о том, будет ли это
иррациональная вера в вождей, машины, успех, — или рациональная вера в
человека, основанная на опыте нашей собственной плодотворной деятельности.
Человек не свободен выбирать между тем, чтобы
иметь, и между тем, чтобы не иметь «идеалы»; но он свободен выбирать
между различными идеалами, между служением власти, разрушению или
служением разуму и любви. Все люди «идеалисты», они стремятся к чему-то,
выходящему за пределы физического удовлетворения. Различаются люди
именно тем, в какие идеалы, они верят.
Человек постигает мир ментально и эмоционально,
при помощи любви и разума. Сила разума дает ему возможность проникать
вглубь и постигать сущность предмета, вступая в активные отношения с
ним. Сила его любви дает ему возможность разрушить стену, отделяющую
одного человека от другого.
Человек — единственное животное, которое может
скучать, быть недовольным, чувствовать себя изгнанным из рая. Человек —
единственное животное, для которого собственное существование составляет
проблему, которую он должен разрешить и которой он не может избежать.
Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с природой:
он должен продолжать развивать свой разум, пока не станет хозяином
природы и хозяином самому себе.
Человек может вступать в отношения с другими
людьми по-разному: он может любить или ненавидеть, он может соперничать
или сотрудничать; он может построить социальную систему, основанную на
равенстве или авторитете, на свободе или насилии, но он должен так или
иначе вступать в отношения, и форма этих отношений зависит от его
характера.
Счастье — не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью.
У человека" нет врожденного «стремления к
прогрессу»; противоречивость его существования — вот что заставляет
человека продолжать путь, на который он вступил. Утратив рай, единство
с природой, он стал вечным странником (Одиссей, Эдип, Авраам, Фауст);
он вынужден идти вперед и вечно стараться сделать неизвестное известным,
ответами заполняя пробелы в своем знании.
Характер ребенка — это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер.
Самое важное средство передачи обычному
человеку образа желательной личности — это кино. Молодая девушка
старается в выражении лица, в прическе, в жестах подражать
высокооплачиваемой звезде, считая все это самым многообещающим путем к
успеху.
Молодой человек старается быть похожим на героя, которого видит на
экране. Хотя обычный человек имеет мало контактов с жизнью самых
преуспевающих людей, его отношения со звездами кино — дело другого рода.
Самой поразительной особенностью человеческого
поведения является демонстрируемая человеком огромная глубина страстей и
влечений. Даже при полном удовлетворении голода, жажды и сексуальных
влечений «он», человек, не удовлетворен. В противоположность животному, у
человека самые непреодолимые проблемы этим не разрешаются, а с этого
только начинаются. Он стремится к власти, или к любви, или к разрушению,
он рискует своей жизнью ради религиозных, политических или
гуманистических идеалов, и эти стремления как раз и составляют то, что
определяет и характеризует особенность человеческой жизни.
Отчуждение от собственных сил не только ставит
человека в рабскую зависимость от Бога, но и делает его злым. Он
лишается веры в окружающих и в самого себя, лишается опыта собственной
любви, собственного разума.
Плодотворный труд, любовь и мышление возможны,
только если человек может, когда необходимо, оставаться в покое и
наедине с самим собой. Возможность прислушиваться к самому себе — это
предпосылка возможности услышать других; быть в мире с самим собой — это
необходимое условие взаимоотношений с другими людьми.
Человек должен развивать свой разум, чтобы
понять себя, свое отношение к другим и свое место во Вселенной. Он
должен постигнуть истину, сообразуясь со своей ограниченностью и своими
возможностями. Он должен развить способность любви к другим, как и к
себе, и почувствовать единство всех живых существ. Он должен обладать принципами и нормами, которые вели бы его к этой цели.