В каждой стране искусство
формировать людей так тесно связано с формой правления, что какое-либо
значительное изменение в общественном воспитании вряд ли возможно без
изменений в самом государственном строе.
Воспитание, главным образом, должно засеять наши сердца полезными для индивида и общества привычками.
Все без исключения религии проникнуты фанатизмом и удовлетворяют его потоками человеческой крови.
Желание есть движущая сила души; душа, лишенная желаний, застаивается. Нужно желать, чтобы действовать, и действовать, чтобы быть счастливым.
Желания — это цветы любви, а наслаждения — ее плоды.
При невежестве ум чахнет за недостатком пищи.
Покровители невежества суть самые ожесточенные враги человечества.
Полное невежество приводит к полному тупоумию.
Основа нравов людей заключается отнюдь не в их умозрительных принципах, а в их вкусах и чувствах.
Отождествлять Бога и нравственность — значит впадать в идолопоклонство, значит обожествлять творения людей.
Очень трудно хвалить того, кто столь заслуживает похвалы.
Прежде чем приступить к возведению дворца вселенной, сколько нужно еще добыть материала из рудников опыта!
Различие между умом и здравым смыслом заключается в различии причин, их
порождающих. Первый является следствием сильных страстей, второй —
следствием отсутствия их.
Самым мужественным государством бывает то, в котором лучше всего награждается доблесть и сильнее всего наказывается трусость.
Скажи мне, с кем ты близок, и я скажу, кто ты.
Скупые люди сходны с ипохондриками, которые живут в постоянном страхе, повсюду видят опасности и боятся разбиться от прикосновения к чему-либо.
Одни и те же добродетели оцениваются в разные времена по-разному, в зависимости от их полезности эпохе.
Один молодой художник, пользуясь негодными приемами своего учителя,
нарисовал картину и показал ее Рафаэлю. «Что вы думаете об этой
картине?» — спросил он его. «Что вы скоро кое-чему научились бы, —
ответил Рафаэль, — если бы вы ничего не знали».
Опыт показывает, что человек считает заблуждающимся всякого человека и плохой всякую книгу, которые расходятся с его взглядами.
Орлиный взгляд страстей проникает в туманную пропасть грядущего, равнодушие же слепо и тупо от рождения.
Следует свой ум углублять, а не расширять и, подобно фокусу
зажигательного стекла, собрать все тепло и все лучи своего ума в одной
точке.
Соревнование производит гениев, а желание прославиться порождает таланты.
Справедливость наших суждений и наших поступков не более как удачное совпадение нашего интереса с общественным.
Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество.
Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.
Если хочешь поступать честно, принимай в расчет и верь только общественному интересу. Личный интерес часто вводит в заблуждение.
Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.
Заблуждение всегда противоречит себе, истина — никогда.
Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть.
Люди обычно считают, что лучше заблуждаться в толпе, чем в одиночку следовать за истиной.
Людям необходима основанная на природе человека, на опыте, на разуме человеческая мораль.
Любовь у человека — мощный источник деятельности.
Любовь — это дар небес, который требует, чтобы его лелеяли самые
совершенные души и самое прекрасное воображение. Пылкие наслаждения
усыпляются браком, дар небес утрачивается под влиянием грубого и
безвкусного разврата, а выгода превращает этот дар в товар.
Между религией и добродетелью нет ничего общего.
Многие почему-то думают, что несправедливые завоевания менее позорят государства, чем кражи — отдельных лиц.
На земле нет ничего более достойного уважения, чем ум.
Наука о человеке — это наука мудрецов.
Так как религиозная мораль никогда не основывалась на опыте, то царство теологии всегда считалось царством мрака.
Только по поступкам мы судим о внутренних движениях, о мыслях, о действиях, о других чувствованиях.
Только рука друга может вырвать шипы из сердца.
...Страстям науки и искусства обязаны открытиями, а душа — благородством.
Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины.
Существуют два способа самовосхваления: один — говорить хорошо о себе, второй — поносить других.
Сущность любви заключается в том, чтобы никогда не быть счастливым.
Ревность, тревога, потеря имущества; много сказано о хорошей и плохой
стороне этой страсти. Чтобы быть счастливым, нужно знать любовь не
страстную, а сладострастную.
Только тот может считать себя свободным от зависти, кто никогда не изучал себя.
Тонкость так же необходима уму, как изящество телу.
Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках,
что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей
просвещенностью, он не считает себя выше других.
Ты хочешь нравиться людям? Цени их ум.
Угрызения совести начинаются там, где кончается безнаказанность.
Степень ума, нужная, чтобы нам понравиться, служит довольно точною мерою нашего собственного ума.
Страсти вводят нас в заблуждение,
так как они сосредоточивают все наше внимание на одной стороне
рассматриваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его
всесторонне.
Страсти — это пресмыкающиеся, когда они входят в сердце, и буйные драконы, когда они уже вошли в него.
...Ум, если так можно выразиться, начинается там, где кончается здравый смысл.
Ум подобен здоровью: тот, кто им обладает, его не замечает.
Ученый может понимать невежду, потому что он сам был таковым в детстве;
невежда же не может понимать ученого, ибо никогда таковым не был.
Человек, не знакомый с искусством верховой езды, не возьмется давать советы, как объезжать лошадей. Но в морали мы бываем менее скромны. Здесь мы всегда считаем себя знающими и способными подавать советы всем людям.
Недостаток ума не следует объяснять недостатком памяти.
Нет ничего более опасного, чем страсти, которыми разум управляет в запальчивости.
Нет такого ложного суждения, которое не было бы следствием или наших страстей, или нашего невежества.
Любовь к истине — это наиболее благоприятное условие для нахождения ее.
Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру. Народ, приобретая
свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем
государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем
больше увеличиваются сила и деятельность всемирного ума.
Любовь к славе есть лишь желание нравиться себе подобным.
Любовь становится моральным грехом, когда она делается главным занятием. Она расслабляет тогда ум и заставляет деградировать душу.
Обширность ума измеряется числом идей и сочетаний их.
Общество признает и уважает только те достоинства, которые доказаны на
деле. Кто хочет знать, чего он стоит, может узнать это только от народа
и, следовательно, должен отдать себя на его суд.
Одинаковое счастье — быть победителем или побежденным в битвах любви.
Задача искусства — волновать сердца.
Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.
Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествует ненависть, предательство и интриги.
Искусство политики — это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным.
Книга, достоинство которой заключается в тонкости наблюдений над
природой человека и вещей, никогда не может перестать нравиться.
Гордость не следует ни подавлять, ни даже ослаблять: ее нужно лишь направлять на достойные цели.
Глубокие идеи похожи на чистые воды, прозрачность которых затемнена их же глубиной.
Если кто-нибудь ищет общества образованных людей, если он живет
постоянно с людьми, превосходящими его по уму, то он становится от этого
просвещеннее.
Если самые замечательные открытия древних математиков охватываются
теперь элементарной математикой... то это потому, что открытия сведены к
фактам.
Если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить свое имущество, а только умерь свою жадность.
Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным.
...Лишь краткость человеческой жизни принуждает выдающиеся умы ограничивать себя, замыкаться в какой-либо одной отрасли знания.
Лишь по поступкам людей общество может судить об их добродетели.
Любовь в соответствии с различными характерами по-разному пылает. У льва
жгучее и кровожадное пламя выражается в рычании, у высокомерных душ — в
пренебрежении, у нежных душ — в слезах и унынии.
Все ограниченные люди стремятся постоянно опозорить людей основательного и широкого ума.
Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть совершенно лишенными желаний.
Чтобы быть честным, надо присоединить к благородству души просвещенный
ум. Тот, в ком соединены эти различные дары природы, всегда
руководствуется компасом общественной пользы.
Чтобы удивиться, достаточно одной минуты; чтобы сделать удивительную вещь, нужны долгие годы.
Чему учит нас история
религий? Что они повсюду раздували пламя нетерпимости, устилали равнины
трупами, поили землю кровью, сжигали города, опустошали государства; но
они никогда не делали людей лучше.
Всякий изучающий историю народных бедствий может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество.
Большая или меньшая степень уважения, питаемая к автору, зависит от большего или меньшего сходства его идей с идеями читателя.
Большинство авторов ведут себя в своих сочинениях так, как светские люди
за беседой: занятые только тем, чтобы нравиться, они мало заботятся о
том, как достигнуть этого — ложью или истиной.
Великие умы доходят равным образом и до великих пороков, и до великих добродетелей.
Верный способ судить о характере и уме человека по выбору им книг и
друзей.
Всякий религиозный догмат — это зародыш преступлений и раздоров между людьми.
В юности у человека зарождаются возвышенные мысли, которые должны впоследствии сделать его знаменитым.