2. По-настоящему нация велика не тогда, когда она состоит из большого числа
думающих, свободных и энергичных людей, а когда мысль, свобода и
энергия подчинены идеалу более высокому, чем у среднего члена общества.
М.Арнолд
3. Правда и свобода — вот столпы общества.
Г.Ибсен
4. Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.
Н.Макиавелли
5. Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и
нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны
богатство и почести.
8. Несчастна та страна, которая нуждается в героях.
Б.Брехт
9. Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва,
деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров.
Ф.Бэкон
10. Нация, которая не может управлять собою, но отдает
себя в рабство собственным вожделениям, будет порабощена другими
хозяевами, которых она не выбирала, и будет служить им не добровольно, а
против своей воли.
Мильтон Джон
11. Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы.
Цицерон
12. Там, где законы в силе, — и народ силен.
Публий
13. Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру. Народ, приобретая
свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем
государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем
больше увеличиваются сила и деятельность всемирного ума.
К.Гельвеций
14. Что говорится в народе, то, не имея определенного автора, становится как бы общим достоянием.
Квинтилиан
15. Гений, ум и дух нации обнаруживаются в ее пословицах.
Ф.Бэкон
16. Общество признает и уважает только те достоинства,
которые доказаны на деле. Кто хочет знать, чего он стоит, может узнать
это только от народа и, следовательно, должен отдать себя на его суд.
К.Гельвеций
17. Создает человека природа, но развивает и образует его общество.
В.Г.Белинский
18. Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном.
Конфуций
19. Народ безмолвствует.
А.С.Пушкин
20. Последняя высшая цель общества — полное согласие и единодушие со всеми
возможными его членами. Но так как достижение этой цели, достижение
назначения человека вообще предполагает достижение абсолютного
совершенства, то и первое и второе равно недостижимо, пока человек не
перестанет быть человеком и не станет Богом.
И.Фихте
21. Сколько рабов, столько врагов.
Платон
22. У народа, лишенного общественной свободы, литература — единственная
трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и
своей совести.
А.И.Герцен
23. Я полагаю, что для граждан гораздо полезнее, когда все государство
процветает, чем когда отдельные лица живут в довольстве, целое же
разрушается.
Фукидид
24. Общество живет признанными истинами.
О.Бальзак
25. Если между великими, так называемыми цивилизованными, нациями не
установится мир, то можно без преувеличения предположить, что всех
постигнет одинаковая судьба и каждая страна, участвующая в войне, канет в
вечность...
Д.Голсуорси
26. Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: «Это мое!» — и
нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным
основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн,
убийств, несчастий и ужасов уберег бы род человеческий тот, кто,
выдернув колья или засыпав ров, крикнул бы себе подобным: «Остерегайтесь
слушать этого обманщика: вы погибли, если забудете, что плоды земли —
для всех, а сама она — ничья!»
Ж.Руссо
27. Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее.
Ф.М.Достоевский
28. О, сколько царств, сжимавших мир! Природа Глядит с улыбкой на державства эти: Нет, не цари — ее родные дети! Пусть гибнут троны, только б дух народа, Как феникс, ожил на костре столетий!
В.Я.Брюсов
29. Сильнейшей связью между людьми, помимо семейных отношений, должна быть
связь, объединяющая трудящихся всех наций, языков и племен.
А.Линкольн
30. Есть два типа демократизма, два противоположных понимания демократии. Из
них одно утверждает народовластие на праве силы. Такое понимание
демократии несовместимо со свободою: с точки зрения права силы не может
быть речи о каких бы то ни было неприкосновенных, незыблемых правах
личности. Другое понимание демократии кладет в основу народовластия
незыблемые нравственные начала, и прежде всего — признание человеческого
достоинства, безусловной ценности человеческой личности как таковой.
Только при таком понимании демократии дело свободы стоит на твердом
основании.
Е.Н.Трубецкой
31. Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый
человек должен заключать брак, полезный для государства, а не только
наиболее приятный для самого себя.
Платон
32. Ищи радости и покоя единственно в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию...
Марк Аврелий
33. Создать язык невозможно, ибо его творит народ: филологи только открывают
его законы и приводят в систему, а писатели только творят на нем
сообразно с сими законами.
В.Г.Белинский
34. Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к
народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте
добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам.
Конфуций
35. Ни один народ не смог бы выжить, не производя оценки — что есть добро и
что есть зло; чтобы сохраниться, должен он оценивать иначе, нежели сосед
его. Многое, что у одного народа называется добром, у другого слывет
позором и поношением... Многое из того, что здесь именуется злом, там
облекалось в пурпур почестей.
Ф.Ницше
36. Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища пусты.
Знать одевается в роскошные ткани, носит острые мечи, не удовлетворяется
обычной пищей и накапливает излишние богатства. Все это называется
разбоем и расточительством.
Лао-цзы
37. Плохо приходится простому народу, когда сильные заспорят между собой.
Федр
38. Народ больше всего ценит славу.
И.Гёте
39. Всякая нация может и должна учиться у других.
К.Маркс
40. Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем.
Т.Рузвельт
41. Сначала надо заняться выработкой домашней нравственности народов, отличной от их политической морали;
им надо сначала научиться знать и оценивать самих себя, как и отдельным
личностям; они должны знать свои пороки и свои добродетели; они должны
научиться раскаиваться в ошибках и преступлениях, ими совершенных,
исправлять совершенное ими зло, упорствовать в добре, по пути которого
они идут. В этом заключается, по нашему мнению, первое условие настоящей
способности совершенствования для народов, как и для отдельных
личностей; как те, так и другие для выполнения своего назначения в мире
должны опереться на пройденную часть своей жизни и найти свое будущее в
своем прошлом.
П.Я.Чаадаев
42. ...Нарушающим обет
В душе народа уваженья нет!
Фирдоуси
43. Пока народ принужден повиноваться и повинуется, он поступает хорошо; но
если народ, как только получает возможность сбросить с себя ярмо,
сбрасывает его, — он поступает еще лучше; ибо, возвращая себе свободу по
тому же праву, по какому ее у него похитили, он либо имеет все
основания вернуть ее, либо же вовсе не было оснований ее у него
отнимать.
Ж.Руссо
44. Нельзя честно, не ущемляя других, удовлетворить притязания знати, но
можно — требования народа, так как у народа более честная цель, чем у
знати: знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным.
Н.Макиавелли
45. Туповатое благополучие, блаженное самодовольство, вот наиболее
выдающаяся черта эпохи у нас; и что особенно замечательно, это то, что
как раз в то время, когда все эти слепые и страстные национальные
самоутверждения, враждебные друг другу, унаследованные христианскими
народами от времен язычества, сглаживаются и все цивилизованные нации
начинают отрекаться от презрительного самодовольства в своих взаимных
отношениях, нам взбрело в голову стать в позу бессмысленного созерцания
наших воображаемых совершенств.
П.Я.Чаадаев
46. Если брать этот термин в точном его значении, то никогда не существовала
подлинная демократия и никогда таковой не будет. Противно естественному
порядку вещей, чтобы большее число управляло, а малое было управляемым.
Нельзя себе представить, чтобы народ все свое время проводил в
собраниях, занимаясь общественными делами, и легко видеть, что он не мог
бы учредить для этого какие-либо комиссии, чтобы не изменилась и форма
управления.
Ж.Руссо
47. Добродетель и порок, моральное добро и зло во всех странах определяются тем, полезно или вредно данное явление для общества.
Вольтер
48. Счастлив тот народ, чьи анналы отсутствуют в исторических книгах.
Т.Карлейль
49. Любимцы общества те, кого называют душа-человек, — это люди, лишенные
стеснительного эгоизма: где бы они ни оказались, они не испытывают
неудобства и помогают не испытывать его всем прочим.
У.Эмерсон
50. Когда детей нет, отношения мужчин и женщин — это их личное дело, не касающееся ни государства, ни соседей.
Б.Рассел
51. Брачный союз — первая ступень человеческого общества.
Цицерон
52. Люди от природы ленивы; но страстное стремление к труду — это первый
плод благоустроенного общества; и если народ вновь впадает в состояние
лени и безразличия, то это происходит опять-таки из-за несправедливости
этого же самого общества, которое не придает уже больше труду той цены,
которой он заслуживает.
Ж.Руссо
53. Народ, зависящий от воли одного человека, не может сохраниться, да и не заслуживает этого.
Р.Шеридан
54. Нация, которая относится к другой нации с привычной ненавистью или
привычными добрыми чувствами, в определенной степени является рабом.
Такая нация — раб своей враждебности или своих добрых чувств, любого из
двух достаточно, чтобы увести ее от своего долга и интересов.
Д.Вашингтон
55. Вне общественный человек не может иметь морали.
Вольтер
56. Народ есть острое железо, которым играть опасно, а революция — отверстый гроб для добродетели и самого злодейства.
Н.М.Карамзин
57. Ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими.
Лессинг
58. Когда народ кого не любит, полки его и деньги — прах.
Г.Р.Державин
59. Нет народа, вошедшего в историю, который можно было бы считать стадом
животных, как нет народа, заслуживающего именоваться сонмом избранных.
А.И.Герцен
60. Народ, порабощающий другой народ, кует свои собственные цепи.
К.Маркс
61. Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности
нет жизни. Источник интересов, целей и деятельности — субстанция
общественной жизни.
В.Г.Белинский
62. Если народ не боится власти, тогда придет еще большая власть.
Лао-цзы
63. Страна или государство, в котором мы родились, в котором мы выросли, под
покровительством которого мы живем, представляет собой
наимногочисленнейшее общество, на благоденствие или на несчастье
которого оказывает влияние наше доброе или злое поведение. Поэтому
общество это по необходимости интересует нас больше: помимо нас самих,
все, что нам дорого, наши родители, наши дети, наши друзья, наши
благодетели, то есть лица, которых мы более всего любим и уважаем,
составляют часть этого великого общества, благосостояние и безопасность
которого составляет их благосостояние и их безопасность.
А.Смит
64. Взимание непомерных налогов — это путь, вызывающий разбой, обогащение врага, приводящий к гибели государства.
Сюньцзы
65. Пусть же родина явит себя общей матерью граждан; пусть выгоды, коими
пользуются они в своей отчизне, сделают ее для них дорогою; пусть
правительство оставит им в общественном управлении долю, достаточную для
того, чтобы они чувствовали, что они у себя дома; и пусть законы будут в
их глазах лишь поручительством за общую свободу.
Ж.Руссо
66. Развитие общества — единственный прогрессивный исторический процесс,
включающий в себя своеобразие национальных культур и исторических эпох,
как качественно самостоятельных ступеней мировой истории.
И.Гердер
67. Раб предпочитает раба, господин — господина.
Аристотель
68. Признание народной воли верховным началом общественной жизни может быть
лишь поклонением формальному, бессодержательному началу, лишь
обоготворением человеческого произвола. Не то важно, чего хочет человек,
а то, чтобы было то, чего он хочет. Хочу, чтобы было то, чего захочу.
Вот предельная формула демократии, народовластия. Глубже она идти не
может. Само содержание народной воли не интересует демократический
принцип. Народная воля может захотеть самого страшного зла, и демократический принцип ничего не может возразить против этого.
Н.А.Бердяев
69. Семья всегда будет основой общества.
О.Бальзак
70. Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве.
Л.Фейербах
71. Недостаточно сказать гражданам: «Будьте добрыми!» — надо научить их быть
таковыми; и даже пример, который в этом отношении должен служить первым
уроком, не есть единственное необходимое здесь средство. Любовь к
отечеству всегда действенна, ибо всякий человек добродетелен, когда его
частная воля во всем соответствует общей воле; и мы с охотою желаем того
же, чего желают любимые нами люди.
Ж.Руссо
72. Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми.
Н.Макиавелли
73. Семья — основная ячейка любого общества и любой цивилизации.
Р.Тагор
74. Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова.
В.Г.Белинский
75. Если народ не боится смерти, то что его смертью пугать?
Лао-цзы
76. Думаете ли вы, что такая страна, которая в ту самую минуту, когда она
призвана взять в свои руки принадлежащее ей по праву будущее, сбивается с
истинного пути настолько, что выпускает это будущее из своих неумелых
рук, действительно достойна этого будущего?
П.Я.Чаадаев
77. Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.
Пифагор
78. ...Человеческое общество — это попытка, это долгое искание; ищет же оно того, кто повелевает!
Ф.Ницше
79. Самодержавие народа — самое страшное самодержавие, ибо в нем зависит
человек от непросветленного количества, от темных инстинктов масс. Воля
одного, воля немногих не может так далеко простирать свои притязания, как воля всех.
Н.А.Бердяев
80. Народ, делая дела, приближаясь к их завершению, постоянно портит их, а
если ты так же осторожен в конце дела, как и в начале, тогда не
испортишь его.
Лао-цзы
81. Человек по своей природе есть существо общественное.
Аристотель
82. Столкнуть вниз слабого человека, пытающегося встать на ноги, — это очень
легко, для этого требуется не так уж много ума, щедрости и
организаторских способностей. Это может сделать любой. А настоящее
величие, щедрость
и государственный ум проявляются в постоянном поощрении каждого
человека к тому, чтобы тот превратился в самого полезного,
интеллигентного и патриотичного гражданина.
Б.Вашингтон
83. Когда не обращают внимания на критику и похвалу народа и спокойно
мирятся с потерей его симпатий — это недостойный путь управления
страной.
Сюньцзы
84. Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему
для подавления другого народа, в конце концов всегда обращается против
него самого.
Ф.Энгельс
85. Незнатные являются основой для знатных, а низкое — основанием для
высокого. Поэтому знать и государи, которые сами себя возвышают,
прочного положения не имеют, ибо они не рассматривают незнатных как свою
основу. Это ложный путь.
Лао-цзы
86. Каждый народ имеет в себе масштаб своего совершенства, несравнимый с другими народами.
И.Гердер
87. Надо заставить народ ужасаться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу.
К.Маркс
88. Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.
Лао-цзы
89. В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В
стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
Конфуций
90. Правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой: вода может нести водку, а может ее и опрокинуть.