Газали (араб. الغزالى), Абу-Хамид Мухаммад ибн-Мухаммад аль-Газали (араб. ابو حامد محمد بن محمد الغزالى) — исламский богослов и философ персидского происхождения родом из области Хорасан. Родился в 1058 в городе Тус (Хорасан) на севере Персии. Его отец, прядильщик шерсти, любил слушать проповедников и ученых и страстно желал,чтобы его сыновья стали такими же образованными икрасноречивыми. Газали, как наиболее образованный представитель своего поселения, вскоре получил почетный титул имама, а его брат Ахмед сделался вдохновенным проповедником. Таким образом, мольбы и желания их отца были полностью
удовлетворены. После смерти отца братья со скудным наследством были
поручены бедному аскету. Когда наследство закончилось, аскет предложил им
продолжить обучение в школе, где те могли бы быть поддержаны материально. Газали проявил себя как превосходный студент. О нем говорили, что он
жаждал понять сущность вещей и всего, что его окружает. Он часто повторял:
"Мы стремимся к гыйльму (знанию), только ради Аллаха, ради Его милости и
довольства". Газали ездил в Джурхан, где слушал и записывал лекции Абу Насра
Аль-Исмагыйли. На обратном пути, однако, он был ограблен разбойником. Когда Газали
попросил того оставить хотя бы записи, разбойник усмехнулся: "Как можешь ты
называть себя ученым, если можешь лишиться своих знаний? Ясных знаний
без этих книг?" Разбойник все же возвратил ему книги и тетради, и впоследствии
Газали провел 3 года, тщательно изучая и запоминая свои
записи, чтобы "такой разбойник" более не смог украсть его знания. Деятельность Аль-Газали была направлена на формирование всестороннего и систематического учения суфизма, он сформулировал теоретические основы суфизма и добился его интеграции с общепризнанным исламом. Его учителем был имам Ахмад ар-Разикани в Тусе. Для продолжения обучения он направился в Джурджан и Нишапур, где далее его учителем стал имам аль-Харамайн (аль-Джувайни, ум. 1085), знаменитый последователь Аш'ари. Молодого Абу-Хамида замечает сельджукский визирь Низам аль-Мульк, он попадает в Багдад и получает высокие должности при дворе, становится авторитетным учёным и богословом. С 1091 по 1095 он преподаёт в медресе аль-Низамия. В 1092 Низам аль-Мульк погибает от убийцы-ассасина. С 1093 г. (485 г. по Хиджре) Газали много времени проводил в мечети
Омейядов в Дамаске, размышляя над различными проблемами. 1095 аль-Газали отправляется в хадж, и покидает Багдад, бросая карьеру в момент её расцвета. 11 лет до 1106
он ведёт жизнь отшельника. Он объясняет свой поступок тем, что в среде
богословов и законоведов наступило разложение, и его охватила «боязнь
ада». Он посетил святые места Мекку, Медину, также Иерусалим, Дамаск, Багдад и прожил в отшельничестве в Тусе. В эти годы он написал наиболее значительные свои сочинения. В 1097 г. (489 г. по Хиджре) на могиле
пророка Ибрагима он поклялся никогда "не брать денег от правителей и не
угождать им". Его обратный путь в Тус лежал через Багдад, но,
исполняя свой обет, он остановился у Абу Саида Аль-Найсабури и не посетил
правителей города. Проведя некоторое время затворником, он написал
книгу "Ихья Гулумад-дин" ("Возрождение религиозных наук"). В 1106 Фахр аль-Мульк заставил Газали вернуться к преподаванию, аль-Газали начинает снова читать лекции в медресе аль-Низамия в Нишапуре. Незадолго до смерти он снова бросает преподавание и возвращается в Тус. Живёт в келье и учит молодых последователей суфийскому образу жизни. Аль-Газали умер в декабре 1111 в возрасте 55 лет. Философия Аль-Газали В созданном аль-Газали учении отразились не только культурные достижения арабо-мусульманского общества (Халифата), но и судьбы античной философской традиции, итоги ее осмысления за те пять веков, которые предшествовали его появлению». Аль-Газали систематизировал все достижения великой мусульманской цивилизации за пять веков. Тематика сочинений аль-Газали чрезвычайно разнообразна: в его трудах нашли свое воплощение достижения основных интеллектуальных дисциплин мусульманского общества того времени – правоведения (фикх), богословия (калам), философии и суфизма. В историю ислама он вошел как защитник исламской религии и как ее обновитель. Согласно хадису (высказыванию Пророка Мухаммада мир ему и благословение), приводимого, в частности, Ибн ‘Асакиром, в котором говорится о приходе обновителя (муджаддиде) ислама в каждое столетие, мусульмане воспринимали аль-Газали как обновителя V столетия ислама.
Аль-Газали олицетворяет целую эпоху мусульманской культуры со всеми
ее философскими, теологическими и религиозно-политическими
направлениями и течениями.
В мире ислама результаты исследования многогранного творчества и
неординарной жизни аль-Газали были закреплены в многочисленных
сочинениях, где собраны биографические и библиографические данные об
аль-Газали, обобщены его высказывания и сведения о нем. Бесспорно, что аль-Газали внес ощутимый вклад в мировую теологическую и
философскую мысль. Его идеи оказали воздействие на духовную атмосферу
христианской Европы. Исследователи отмечают, что аль-Газали повлиял на
средневековую христианскую теологию Фомы Аквинского и на его
схоластическую систему.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (26.11.2010) | |
Просмотров: 5311 |